Производственная
инфраструктура союзного государства:
возможности и этапы интегрирования
Сергей Уваров (доктор
экономических наук, профессор зав.
кафедрой СТиТ СПбГУЭФ)
Понижение статуса России
на мировой арене связано не только с
беспрецедентным по масштабам и
продолжительности системным
кризисом, но и с тем, что после
разрушения социалистической системы
Российская Федерация оказалась
страной, не имеющей надежных
партнеров и союзников в дальнем
зарубежье, что создало угрозу ее
изоляции на международной арене.
Содружество Независимых Государств (СНГ)
не смогло противостоять
дезинтеграционным процессам на
постсоветском пространстве.
В результате этого в
настоящее время экономические
показатели СНГ намного хуже, чем
других крупнейших региональных
объединений – Европейского Союза (ЕС),
Североамериканской зоны свободной
торговли (НАФТА) и Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС).
Доля СНГ в мировом валовом
внутреннем продукте (по паритету
покупательной способности)
составляет 3 %, тогда как у ЕС – 24 %,
НАФТА – 26 %, АТЭС (без членов НАФТА)- 29 %;
доля СНГ в государственных расходах
– 1,5 % и соответственно 40 %, 21 % и 21 %; в
экспорте – 2 % (43, 17, 25 %); в инвестициях
– 3 % (19, 19, 36 %); в военных расходах – 3 %
(22, 37, 18 %).
Странам постсоветского
пространства грозит опасность стать
второстепенными участниками
международных отношений, если не
будет преодолен системный кризис и
восстановлена их экономическая,
политическая и военная мощь. Поэтому
необходимо четко определить задачи и
разработать среднесрочную стратегию,
нацеленную на восстановление
статуса полноправных участников
глобальных процессов и эффективное
участие в международном разделении
труда.
Для этого, по мнению
экспертов информационно-аналитического
управления аппарата Совета
Федерации РФ, потребуется уже в самое
ближайшее время обеспечить
ускоренное экономическое развитие
России, с тем, чтобы к 2015 году ее
валовой внутренний продукт
увеличился (по паритету
покупательной способности) до 4 – 5 %
мирового объема. Не меньшей должна
быть доля страны в размерах
инвестиций и государственных
расходов. Роль России в мировой
экономике и политике может заметно
возрасти, если интеграция в рамках
СНГ станет реальной. Доля
реформированного Содружества в
основных мировых показателях может
достигать к 2015 году 4 – 5 % , а к 2030 – 7-8 %.
Это существенно меньше, чем
показатели ведущих экономических
группировок, но примерно в 1,5 раза
больше того, что можно достичь при
отсутствии такой интеграции.
Но, по нашему мнению,
существует и более действенный путь
– развитие в рамках союзного
государства, предполагающего как
более масштабную экономическую
политику, так и более эффективный
хозяйственный механизм. В этот путь
мы отправились 2 апреля 1996 года, когда
был подписан союзный договор между
Россией и Белоруссией. Начался
многотрудный процесс воссоздания
общего государства. В последний год
уходящего тысячелетия этот процесс
развивается особо интенсивно. 30
ноября 2000 года в Минске на заседании
Высшего государственного совета
Союзного государства Белоруссии и
России подписаны 5 протоколов,
касающихся различных сфер работы
Союзного государства. Это
постановления по программе
обеспечения безопасности Союзного
государства до 2005 года, о ходе
выполнения решений Высшего
государственного совета Союзного
государства, по формированию единого
таможенного пространства и созданию
единой системы тарифного и
нетарифного регулирования, о работе
по введению денежной единицы,
формированию единого эмиссионного
центра Союзного государства.
Заседанию Госсовета предшествовала
встреча двух президентов – В.В.
Путина и А.Г. Лукашенко, на которой
среди других обсуждались вопросы
транспортировки российского газа
через Белоруссию в Западную Европу и
конкретные программы поставок
российских энергоресурсов в
Белоруссию. Эти обстоятельства
предполагают более предметное
обращение к теме нашего сообщения –
производственной инфраструктуре
союзного государства и возможностей
ее развития.
Сразу заметим, что термин
"инфраструктура" редко
упоминался в официальной
экономической литературе прошлых
лет. В мировой научной литературе в
начале ХХ века этот термин впервые
был использован в экономическом
анализе деятельности вооруженных
сил, причем "инфраструктура"
рассматривалась совместно с такой
категорией как "логистика".
В советской экономической
науке инфраструктура подразделялась
на производственную и
непроизводственную (социальную). В
первую группу включались отрасли
инфраструктуры, непосредственно
обслуживающие материальное
производство: железные и шоссейные
дороги, водоснабжение и канализация
и пр. Ко второй группе относили
отрасли, опосредованно связанные с
процессом производства: подготовка
кадров, школьное и высшее
образование, здравоохранение и т.д.
Понятие "инфраструктура"
до сих пор трактуется по-разному как
отечественными экономистами, так и
зарубежными исследователями.
Экономическая наука выделяет
следующие основные функции
инфраструктуры:
-
обеспечение тех или
иных видов человеческой
деятельности на определенной
территории;
-
создание условий для
работы промышленных и
сельскохозяйственных
предприятий региона и для
размещения в нем рабочей силы и
населения;
-
подготовка общих
условий для функционирования
всего общественного капитала;
При этом инфраструктура
понимается как:
-
часть национального
богатства, не относящаяся
непосредственно к той или иной
отрасли производства, но имеющая
большое значение для всей
национальной экономики;
-
фундамент для развития
всех отраслей хозяйства;
-
объективные для любой
экономической системы
структурные формы организации,
носящие подчиненный, зависимый
характер по отношению к другим,
главным, определяющим и
обеспечивающим их нормальное
функционирование.
Наиболее расширительно
инфраструктурный комплекс
национальной экономики может
характеризоваться следующими
блоками:
- совокупность
отраслей и подотраслей, основными
функциями которых являются
производственные услуги и
обеспечение экономического
оборота в национальной экономике.
Они создают общие условия для
размещения и успешного
функционирования
производственной сферы. Общие
условия современного производства
включают: транспорт всех видов,
обслуживающий производство;
средства связи, обслуживающие
производство; материально-техническое
обеспечение и систему продвижения
товаров; заготовки и сбыт
сельскохозяйственной продукции;
объекты электроэнергетики (линии
электропередачи, подстанции и т.п.).
социальная
инфраструктура (социально-бытовая
инфраструктура, социальная сфера,
сфера услуг) – совокупность
отраслей и подотраслей,
обеспечивающих материальные,
культурно-бытовые условия для
размещения и нормальной
жизнедеятельности населения. В
отраслевом аспекте она
представлена народным образованием,
здравоохранением, физкультурой и
спортом, культурой и искусством,
розничной торговлей и общественным
питанием, жилищно-коммунальным
хозяйством, бытовым обслуживанием,
пассажирским транспортом, связью по
обслуживанию населения;
институциональная
инфраструктура – включает
учреждения, обеспечивающие
управление хозяйством района,
субъекта федерации, страны и
формируется из организаций,
регулирующих и направляющих
экономику, вычислительных центров,
учреждений финансово-кредитной
системы. Она не выступает как
самостоятельная отрасль или
подотрасль, а обслуживает их в роли
управляющей подсистемы;
экологическая
инфраструктура – состоит из
сооружений, объектов,
предназначенных для охраны,
воспроизводства и улучшения
состояния окружающей природной
среды.
Интеграционные процессы в
инфраструктуре Союзного государства,
очевидно, будут проводиться по оси
Запад – Восток, являющейся
приоритетной для внутренней
организации этнически и
конфессионально однородного
пространства, что благоприятно с
геополитической точки зрения. В
геополитике интеграция означает
многообразные формы объединения
нескольких пространственных
секторов. Существует несколько путей
геополитической интеграции –
экономический, культурный, языковой,
стратегический, политический,
религиозный и т.д. Все они должны
вести к одинаковому конечному
результату – увеличению,
количественному и качественному,
стратегического и пространственного
объема Союзного государства.
Приоритетными
направлениями в интеграционных
процессах производственной
инфраструктуры Союзного государства
должны стать:
-
учет геоэкономических
интересов Белоруссии и России,
кардинальных изменений в
технологической основе,
организации, правил
функционирования мирового
хозяйства, формирования гибких
воспроизводственных систем в
наиболее перспективных
направлениях ресурсного
обеспечения и технологического
развития;
-
переход от торгово-посреднической
к воспроизводственной модели
внешнеэкономических связей, к
активной поддержке экспорта
товаров высокого уровня
обработки, активное развитие
финансово-промышленных и
финансово-торговых корпораций в
рамках Союзного государства,
выход на рынки третьих стран, в
том числе за счет строительства
энергетических объектов и обмена
наукоемкой продукцией.
Союзное государство
расположено между двумя динамично
развивающимися мировыми центрами
деловой активности - Западной
Европой и Восточной Азией. Это
предопределяет его особую, ключевую
роль в обеспечении связи между
Европой и Азией. Однако этот богатый
потенциал используется пока весьма
слабо.
12 – 13 сентября 2000 года в
Санкт-Петербурге прошла Вторая
Международная евроазиатская
конференция по транспорту. На ней
рассматривались вопросы
взаимодействия европейских и
азиатских транспортных коридоров
через территорию России. Решения
этой конференции могут стать
дополнительным стимулом в развитии
производственной инфраструктуры как
России, так и Союзного государства.
Основную нагрузку в системе транзита
принимает на себя железнодорожная
отрасль, которая является одной из
крупнейших транспортных систем мира.
(Кстати, ежегодные доходы России от
транзита составляют сейчас менее 1
млрд. долларов, тогда как в 1980-е годы
от одного только иранского транзита
страна имела в год более 5 млрд.
долларов дохода).
МПС России проведены
исследования существующих потоков
внешнеторговых грузов, перевозок
пассажиров, а также выбраны
железнодорожные направления для
включения их в транспортные коридоры.
Критский коридор № 2 (Берлин –
Варшава – Минск – Москва; решение
Второй Общеевропейской конференции
по транспорту, Крит, март 1994 года) был
продлен на восток от Москвы до
Нижнего Новгорода. Теперь же
намечено продлить Транссибирскую
магистраль от Нижнего Новгорода до
Котельнича с ответвлениями
Екатеринбург – Курган –
Петропавловск – Омск и Карымская –
Забайкальск. Рассматривается
предложение включить в него
направление Москва – Казань –
Екатеринбург и еще несколько
направлений, по которым перевозится
более 40 % всех внешнеторговых грузов
России.
Это направление развития
производственной инфраструктуры
представляется весьма эффективным:
доставка контейнеров
железнодорожными поездами из
Находки в Европу позволяет сократить
сроки перевозки грузов в контейнерах
на 15 суток по сравнению с морским
вариантом при сопоставимых тарифных
условиях. Ускоренный опытный
контейнерный поезд с использованием
нового подвижного состава (максимальная
скорость движения 120 км/час)
преодолел расстояние от Находки до
Бреста менее чем за 9 суток (8 суток 21
час) при средней маршрутной скорости
1150 км в сутки. На направлениях Санкт-Петербург
– Москва и Брест – Москва
организовано курсирование
специализированных поездов для
перевозок рефрижераторных
контейнеров. Для обеспечения этих
перевозок в Московском транспортном
узле создана логистическая
транспортно-распределительная
система.
По нашему мнению, в этих
условиях весьма актуальной
становится логистика – теория и
практическая деятельность
планирования, организации,
функционального управления
процессами движения совокупности
материальных, финансовых, трудовых,
правовых, информационных и прочих
потоков в системе рыночной экономики.
Ее основными функциями являются
транспортировка, складирование,
обработка грузов и другие операции,
совершаемые в процессе доведения
сырья, материалов до
производственного потребления,
внутризаводской переработки,
доведения готовой продукции до
потребителя в соответствии с
интересами и требованиями
последнего, а также передача,
хранение и обработка
соответствующей информации. По
оценкам специалистов комплексное
внедрение логистики может
обеспечить снижение уровня запасов
на 30 – 50 % и сократить время
транспортировки продукции на 25 – 45 %.
Свой вклад в решение этой проблемы,
безусловно, внесет Санкт-Петербургский
Государственный университет
экономики и финансов, который в
соответствии с Приказом Министра
образования РФ № 1213 от 25 апреля 2000
года "Об эксперименте по
подготовке специалистов по
специальности "Логистика" (вызывает
недоумение слово эксперимент)
включен в число шести вузов, в
которых будет вестись подготовка по
специальности 062200 – Логистика (по
отраслям).
Для развития
производственной инфраструктуры
Союзного государства представляются
важными многие направления развития
евроазиатских транспортных
коридоров, предложенных Первой
Международной евроазиатской
конференцией, которая состоялась в
мае 1998 года в Санкт-Петербурге. Среди
ключевых и перспективных отметим
следующие:
-
развитие
интермодальных перевозок и
усовершенствование связей между
различными видами транспорта;
-
улучшение
использования существующих
транспортных средств и устройств
посредством их технического
обновления и модернизации, а
также применения новейших
транспортных средств и
технологий;
-
развитие информационно-логистических
систем для слежения за
транспортным процессом;
-
разработка эффективных
механизмов финансирования
объектов транспортной
инфраструктуры, в том числе
вовлечение в этот процесс частных
инвесторов и международных
финансовых институтов.
Это будет способствовать
развитию производственной
инфраструктуры Союзного государства
и извлечению доходов из его
уникального геоэкономического
положения.
Направить отзыв на
статью
|