Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Страсти по MBA

Интервью с обладателем бизнес-образования, финансовым менеджером Денисом Учаевым 14 марта 2003 год.

Вступление Елены Маркушиной.

"Вакансия: заместитель генерального директора.

Требования к кандидату: до 35 лет, образование высшее техническое или экономическое плюс МВА…"

Есть подозрение, что не такой уж и плюс...

Но ведь и не минус! Мода на МВА идет на убыль, но не от осознания его ценности  для российского менеджера, а более потому, что так с модой бывает всегда. С недавних пор те, кто немного смог разобраться в теме, без географической оговорки об МВА не говорят. Иных продолжает интересовать "полезность МВА в принципе". 

Первые лица компаний не всегда учатся сами, но стремятся привлекать в команду топ-менеджеров высококвалифицированную молодежь. МВА почему-то видится им гарантом этой самой квалификации. На вопрос «а что это такое», отвечают с трудом. Выходит, можно обзавестись этими тремя буквами наипростейшим способом (не только не выезжая из страны, но даже, не выходя из дома) и смело идти к работодателю, где по прежнему форму ценят прежде содержания и по одежке же и провожают.

Мы получаем много писем с вопросами на предмет полезности русского MBA. Спросите учебные центры, так ли необходима степень Master of Business Administration и они в один голос скажут «ещё бы!» и добавят, что их МВА самый эмбиэйный в городе (странно было бы ожидать иного). Среди известных нам руководителей был проведен небольшой опрос на тему «Что мы знаем о МВА». Оказалось, что те, кто учился и не учился по такой программе, отзываются о ней по-разному. Мы решили, что даже для знатоков наш материал будет интересен.

К разговору на тему МВА  я решила пригласить бывшего коллегу по работе,  который несколько лет назад уехал в Англию получать бизнес-образование и по возвращению полтора года проработал в одном из крупнейших лесозаготовительных холдингов Северо-Запада. Может ли Денис Учаев выступать экспертом по данному вопросу - судите сами:

  • Октябрь 2000 - Июнь 2001. Financial Management MBA in Luton Business School, Англия.

  • 1998  -  СПб ГУ,  Юридический факультет. Специальность: Юрист.

  • 1992-1997 - СПб ГУ Экономики и Финансов.  Факультет: Финансы, Кредит и Международные экономические отношения. Экономист.

  • 1996 г. - СПб филиал московской высшей школы  приватизации и предпринимательства.

  • Сертификат Арбитражного Управляющего, выданный Федеральным Агентством по банкротству РФ. Сертификат специалиста по оценки бизнеса. Сертификат специалиста по оценки недвижимости.

И все это с вдумчивой критичностью, не свойственной молодым людям в 28 лет.

Тема нашего разговора формализма не допускала, встреча переносилась несколько раз, в том числе и потому, что мы не получили ответного письма от друга Дениса. Он учится в США в одной из тех немногих школ, что дают тот самый "звездный" МВА. В конце концов 14 марта в клубе "Магриб" на Невском состоялся этот разговор.

Д.У. – Денис Учаев, Е.М. – Елена Маркушина.

Е.М. Разбавляешь?

Д.У. Да. Научился в Англии… и этому тоже (смеётся).

Е.М. Понятно, что  любой, кому интересно, может найти информацию по учебным программам МВА в Интернете, но можно ли догадаться о классификации таких программ или…?

Д.У. Надо просто знать. Существует два рода программ обучения с присвоением степени Мастер Делового Администрирования: для топ-менеджмента (Executive МВА) и для всех остальных. Правом преподавать по программе Executive имеют всего около десяти школ в Европе (Лондон, Париж, Барселона и т.д.) и столько же в США.

Е.М. Однако нет на сегодня по-моему ни одного приличного ВУЗа, который бы не располагал подобной программой.

Д.У. Да, но разница в качестве образования здесь такова, что само сравнение теряет смысл. Надо понимать, что на Западе, где любая инициатива должна приносить прибыль, программы МВА являются источником заработка для Университетов. Сам принцип скопировать у нас получилось, но вот в остальном.

Дело в том, что западное образование узкоспециализировано, заточено на какую-то конкретную область. В их колледжах в принципе нет предметов со словом «основы». Там на каждой позиции в компании работает человек, который досконально знает вопрос, но не всегда понимает, как он соседствует с другими дисциплинами.

Некоторое время назад там столкнулись с проблемами управления компанией как единой системой. Для руководителей высшего звена оказалось недостаточным знать хорошо, например, все ступени производства. Поэтому они придумали MBA для общего развития что ли.

А у нас наоборот. Наше высшее образование всегда давало комплексные знания по широкому спектру дисциплин. Но в глубокую науку можно было погрузиться после. Практика, аспирантура и т.д. Потом, в наших технических и экономических ВУЗах, как ты помнишь, придавали большое значение навыкам поиска и обработки информации. «Мы научили вас главному – пользоваться литературой». Потом в некоторых ВУЗах давали теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). То есть мы, к тому же, еще и обучены самообразованию и предпринимательскому мышлению.

Там не понимают, как это можно самостоятельно вывести формулу, систематизировать разрозненные знания из всевозможных источников. То есть места для открытий МВА не оставляет. Для этого и есть PHD.

Е.М. Ты знаешь, я ведь тоже поддалась на рекламу. Выдержала всего один курс MBA и усомнилась в том, что оно стоит этих денег и времени. Читать, вроде бы, не разучилась, по некоторым вопросам знаем и поболе, да не в теории, а на практике. Еще меня очень удивил отбор. Надутые щеки – это нормально. Но вот что интересно, задавали вопросы о мотивации, прежнем опыте управления, о достижениях спрашивали. А давать стали азбучные истины, а порой и того хуже устаревшие, опровергнутые жизнью теории. В Программе можно написать «стратегический маркетинг», а на деле давать общий маркетинг. Вчерашние выпускники ВУЗов строчат каждое слово за профессором, но не дай бог они придут с этим в голове на реальное производство. И ты знаешь, кажется опять все дело в Задорнове. Не может хорошее образование стоить 7 тысяч долларов.

Д.У. Разумеется. На Executive можно попасть по направлению из крупной компании. Но подавать документы можно и частным образом. Для этого конечно надо хорошо знать язык. Придется сдать TOEFUL, GMAT , представить реальный опыт, рекомендации. Молодые люди 25-30-ти лет, если докажут свою мотивацию, без особых проблем получают кредит в любом банке от 50-ти и выше тыс. долларов на 2 года учебы. Вернуть этот кредит вполне реально, так как уже на первой практике начинаешь работать.

Е.М. Почему менеджеры идут учиться на Executive?

Д.У. В основном это те, кто планирует для себя скачок в карьере, скажем, на пост СЕО или те, кто хотят сделать паузу, осмотреться, навести порядок в голове. Компании, когда ищут выпускника такого уровня, планируют выход на зарубежные рынки, где правила игры совершенно иные. С дипломом МВА (одной из тех десяти школ) двери открыты в любую крупную компанию вне зависимости от страны и отрасли. Те, кто попал на Executive, учатся как сумасшедшие, сутками не выходят из библиотеки. 

Простой МВА тоже способствует карьере, но до определенного уровня. Несколько спокойнее учатся выдвиженцы консалтинговых компаний большой шестерки. Ведь на работу туда можно попасть и не имея степени, но вот продолжить карьеру там можно лишь, получив такое образование. То есть ты обязан получить MBA за какой-то срок.

На западе в каждом университете можно за 3-4 года получить бакалавра и еще через год-полтора степень MSC. Есть уже высокие шансы найти хорошую работу, но без практического опыта МВА не получить. Поэтому после истечения двух лет практики  можно обратиться в свой же Университет уже для сдачи экзамена, защиты диплома - для получения МВА. У каждого Университета есть квоты, но предпочтений по полу, скажем, нет. По странам расклад, как мне показалось, такой: больше пакистанцев, китайцев, остальные идентифицируются хуже, русских конечно, узнаешь сразу.

Е.М. Когда потом человек с этим дипломом претендует на работу, то какой-то фэйс-контрол происходит, по тому же национальному признаку?

Д.У. Нет такого. Но вот если два кандидата оказались равноценными, то предпочтение отдается своему, так как зарубежные социальные программы защищают собственные рынки труда.

В Европе теперь тоже стали прохладнее относиться к МВА. Потому, что уверенные в себе и безбашенные выпускники считают, что теперь они все знают о рынке и втягивают свои компании в авантюры. Мышление у них прямое, негибкое: учили так – надо делать так. Несколько банкротств вследствие таких управленческих действий - вот и тень на МВА. Мы более критичны и у нас, кстати, при всей нелюбви к философии, что-то в голове осело, «всё подвергай сомнению», например.

Е.М. А вот интересно, там теоретики преподают (но лучшие) или практики. Я где-то слышала, что в Гарвардской школе бизнеса студенты имеют право выбирать преподавателя. Кто-то идет учить маркетинг у Портера, кто-то у Якокки.

Д.У. Видишь ли. Это у нас такая четкая граница теоретики – практики. А у них все обучение построено на кейсах. То есть сначала дается какой-то постулат, потом куча примеров в его подтверждение, затем самостоятельная исследовательская работа и её защита.

Кто-то из преподавателей у нас имел степень PHD (кандидат наук по-нашему). Это особый случай... Тут ты просто должен всё проанализировать и подвести под концепцию, теорию или постулат.

Учебники у них интересные. Все кто преподают, пишут учебники. Базовая часть может быть неизменной какое-то время, а вот кейсы меняются постоянно. И это тоже бизнес для Университета. Учебник может стоить от 30 до 50 фунтов.

Когда я приехал в 2000 году в Университет Лютен под Лондоном, поначалу этому немного удивлялся, а потом, когда разобрался в чем дело, стал ориентироваться лучше. У них тоже в своей среде есть как преподаватели, которые имеют собственные бизнесы, так и те, кто просто собирают информацию о других компаниях из открытых источников. И те и другие пишут кейсы.

Е.Д. Как ты относишься к русскому МВА, скажи пожалуйста?

Д.У. Я не знаю, что такое русский МВА . Даже обучаясь за границей по курсу «Финансовый менеджмент», я не узнал для себя ничего революционно нового в смысле инструментов, методик и прочего. Это было, скорее, структурирование знаний, полученных ранее. Гораздо больше я получил во время общения с однокашниками, прогрессивными людьми, имеющими западный опыт работы, оформления документации. У них совершенно иное мышление. Отношения, которые завязываются во время учебы, остаются на всю жизнь и где бы потом не работал, все равно остаешься членом какого-то виртуального клуба, знаешь, что всегда можно обратиться с серьезным вопросом.

Е.М. А на занятиях вопросы задавать принято?

Д.У.  Это можно делать, но преподаватели, как правило, не отвечают сразу и чаще говорят: «Я записал ваш вопрос и отвечу на следующем занятии». Вопрос нашего студента скорее всего будет из практической сферы, и так как там все знают сильные и слабые стороны преподавателя, то стараются провокационных вопросов не задавать, а дискуссию перенести за пределы аудитории.

Был такой один преподаватель у нас по финансовому управлению, который следил за крупной торговой компанией (TESCO) и постоянно рассказывал на её примере, сравнивал с другой крупной компанией: почему акции упали, почему поднялись. Мы «вешались» просто. Я считаю, что ширина практического кругозора преподавателя очень важна и говорит сама за себя. Я убежден также, что нельзя проработать 20 лет в одной фирме на одной должности и считать, что тем самым ты заполучил право говорить другим как лучше работать. В пяти-восьми фирмах - да, потому, что только практикуя в одной отрасли, но в разных бизнес-культурах можно отточить все грани своего управленческого знания.

Е.М. Будь ты сам сегодня СIО, какого сотрудника ты бы направил на МВА, в кого инвестировал?

Д.У. Я бы инвестировал только в карьериста портфельного и лишь после того, как увидел, что он до этого реально делал. Пусть он добивался результата в малом, но добивался, стремился к чему-то, знает, чего хочет.

Е.М. Ты ведь представлял для себя какое-то будущее после окончания учебы. Какая бы должность тебя устроила сегодня?

Д.У. Финансовый директор. Только не в российском понимании. Финдиректор по западному, занимается размещением, управлением портфелем инвестиций, рисками и т.д. У нас нет рынка инвестиций, нет рисков. Финдиректор занимается бюджетированием, общением с банками – рутиной. Я имею ввиду именно средние наши компании. Рынок инвестиций формируется и на нем уже есть заметные игроки, просто их мало.

Я, кстати, никогда не мог понять почему у нас Финдиректор получает больше, чем главбух? Если он ведет и налоговый учет, то возможно, но в принципе это не правильно.

Е.М. На приход в "Илим-Палп Интерпрайзис" твой новый багаж и степень повлияли?

Д.У. Повлияли, но косвенно. И уровень задач после остался тем же, что и до. Теперь смотрят более на портфолио, что конкретно человек успел сделать. Но опять же, все зависит от трактовки и понимания, что за строчкой стоит. Один молодой менеджер говорил мне с гордостью, что в его-то возрасте он успел привести порядка 8 млн. дол. для «Фикуса» (название крупного нефтяного концерна изменено, М). Было бы странно, если бы «Фикусу» этих денег не дали. Вот если бы он сказал, что поднял из руин отсталый колхоз, то я бы его зауважал. Будь ты хоть семи пядей во лбу, никто тебе, сидящему не в «Фикусе», денег не даст.

Е.М. В чем по-твоему состоит перекос в понимании нашими руководителями сути МВА?

Д.У. Работодатель из крупной российской компании считает, что выгоднее выучить своего и платить ему, чем приглашать дорогостоящих консультантов. Но штука в том, что этот обученный, первое, что сделает скорее всего, сам этих консультантов и пригласит. Кстати о консультантах. Это может быть не имеет прямого отношения к теме разговора, но все же.

Раньше к представителям крупных консалтинговых компаний, той же McKinsey, я относился скептически. "Зеленые мальчики" вызывают и недоверие и раздражение. Но со временем, особенно поработав с нашими аудиторами, я стал понимать, почему у них такие гонорары. В McKinsey существует очень жесткая технология производства продукта. Не у всех их аудиторов есть МВА. При всей их юности, они знают, как напрячь тех, кто должен предоставить информацию, четко придерживаются сроков.

Они не думают о том, как доехать из аэропорта, где разместиться и поесть, они думают только о деле. Конечно, потом всё это они включат в счёт, но продукт будет готов ко сроку. Можно придираться к качеству этого продукта, но всё-таки они его выдают. О наших такого не скажешь. Мы принимали и российских консультантов. Процентов 80 времени проекта я тратил на то, чтобы решить за них вопросы питания, проживания и прочего.

Тем не менее многие компании просят, чтобы им "зеленых мальчиков" даже из компании Большой уже Пятерки не присылали. И знаешь почему? "Они задают правильные вопросы, но не в состоянии понять ответы на них".

Е.М. И все же, лучше приглашать солидную фирму?

Д.У. Не всегда. Для обычного аудита вполне подойдут и наши, а вот переход на единую акцию, тут лучше потратиться на других. Это я со всей ответственностью говорю, так как поработал с одним московским известным аудитором и могу сравнивать.

У наших есть амбиции, но нет понимания, что мы – фирма-Клиент, могут нахамить. Не стараются даже понять и учитывать принятую в компании корпоративную культуру. Когда я получил их продукт, то ужаснулся просто. До этого я просил: «Представьте план, я должен понять вашу технологию». Тем не менее, они считают возможным давать рекомендации и не объяснять почему Клиент им должен следовать.

Когда на «почему» тебе постоянно говорят «такова наша методология/технология», это явно говорит о том, что люди подходят к работе безответственно. Штаты у нашенских раздуты, платят мало, так что им не до повышения качества продукта. И вот тут, кстати, мой МВА очень способствовал взаимопониманию.

Но обычный МВА, повторюсь, это пустая трата времени. А потом, даже при лучшем выборе не стоит забывать, что будешь вынужден погрузиться в учебу полностью, то есть в каком-то смысле потерять два года. А учиться вечерами или как-то совмещать – это несерьезно, то же, что пойти и купить диплом на рынке.

Е.М. Какие прогнозы, выводы?

Д.У. Если в России система высшего образования останется прежней, то МВА не нужен. Если мы будем склоняться к западной модели, то может быть.

Е.М. Если бы тебе предложили отмотать назад три года и начать сначала, ты повторил бы тот же путь?

Д.У. Учиться бы я поехал, конечно, но не туда. Мне просто очень нравится Лондон. Я бы хотел там жить и работать.

Ключевые слова статьи: MBA, менеджмент, образование, финансовый анализ, McKinsey, бизнес, консалтинг, продукт, кейсы.

Другие материалы:

Эффект ГАЛО или о заблуждениях менеджеров

"Нам нужны не гуру, а кен-гуру"

ДиректорRU

 

Высказаться 

Перейти в библиотеку

Перейти на страницу Учебного Центра для руководителей

Перейти на сайт Гильдии Гильдии Перемен 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001