Что
бы ни случилось, победят знания, качество и
здравый смысл.
Материал
связан со страницами:
Интервью
Татьяны Полховской журналу "Деловое
совершенство", июнь, N 6 за 2006 г.
Татьяна Михайловна, Вы известны в мире
качества как профессионал высокого класса.
Как начался Ваш путь к успеху? Где Вы
учились? Кто Ваши родители?
Родилась я в семье
геологов. Мои родители, Житковы Михаил
Николаевич и Мария Юрьевна, в 1932 году
окончили геологический факультет Томского
государственного университета и были
направлены на работу в Дальстрой. Оба они
геологи-разведчики золотоносных
месторождений. По возвращении из Дальстроя
в 1951 году мама стала работать в
министерстве геологии, а папа – в Госплане
РСФСР.
Детство и юность.
Счастливые это были времена! Благодаря
настойчивости моих родителей я училась
параллельно в двух школах:
общеобразовательной и музыкальной (по
классу фортепиано). Вот это сочетание и
научило меня трудиться с полной
самоотдачей. Окончив обе школы с отличием, я
встала перед выбором своего дальнейшего
жизненного пути. Решила поступать в МГУ, а
музыку сделать своим хобби. Надо честно
признать, что сегодня на серьезные занятия
музыкой времени у меня не остается.
Итак, мы с сестрой пошли по
стопам родителей, правда, против их воли.
Сестра училась в Московском
геологоразведочном институте на инженера-минералога.
Я с отличием окончила
геологический факультет МГУ по
специальности кристаллография и поступила
в аспирантуру Института кристаллографии АН
СССР (ИКАН). В 1975 году защитила диссертацию
на соискание ученой степени кандидата
физико-математических наук и до 1985 года
работала в должности научного сотрудника
ИКАН СССР, где занималась выращиванием и
исследованием свойств интереснейшей
группы монокристаллов, сегнетоэлектриков-сегнетоэластиков.
Наверное, сложно сравнить с чем-нибудь
это тихое, спокойное, но возвышенное
чувство, которое наполняет душу каждого,
истинно любящего свою работу?
Да, действительно, свою
работу я очень любила, но душа моя требовала
большего – более широкой сферы
деятельности. Мечта моя воплотилась в жизнь
в Московском институте стали и сплавов (МИСиС),
на кафедре «Сертификация и аналитический
контроль», где с апреля 1985 года я занимаюсь
вопросами метрологии, стандартизации,
сертификации и качества. Самое забавное то,
что работу в этих областях мне пришлось
выстраивать «с нуля». Поскольку в МГУ нам не
преподавали метрологию, то, как это не
странно, мое первое знакомство с этой
наукой началось с Физического
энциклопедического словаря.
В МИСиС я прошла путь от ассистента до
профессора и заместителя заведующего
кафедрой «Сертификация и аналитический
контроль». Начала я с ведения практических
занятий по физическим и физико-химическим
методам аналитического контроля
материалов, параллельно изучая состояние
дел в институте по обучению основам
метрологии и стандартизации. Тщательно
изучив состояние дел, я разработала
методические рекомендации по преподаванию
этих вопросов во всех дисциплинах учебных
планов всех специальностей Института.
Кроме того, по моей инициативе был введен
нормоконтроль дипломных работ и
пояснительных записок к дипломным проектам.
Специально для дипломников подготовила учебные пособия по
основам метрологии и стандартизации, и
вплоть до 1994 года в параллель с
преподавание методов аналитического
контроля вела занятия с дипломниками по
вопросам метрологии и стандартизации и
проводила нормоконтроль дипломных работ и
проектов.
В 1994 году по
инициативе нашего института была внесена в
Государственный классификатор новая
специальность 07.20.00 «Стандартизация и
сертификация» и разработан
Государственный образовательный стандарт (ГОС).
В том же году мы сделали первый набор
студентов на эту специальность.
Естественно, перед открытием этой
специальности мы сформировали команду –
научно-методический совет специальности.
Эта команда разработала учебный план в
соответствии с требованиями ГОС,
организовывала и координировала
разработку программ учебных дисциплин.
Сегодня мы готовим специалистов,
соответствующих требованиям нового ГОС
этой специальности. Подготовка идет
совместно с кафедрами Физико-химического
факультета нашего Института по пяти
специализациям «Сертификация материалов»,
«Управление на основе качества», «Экспертиза
материалов», «Сертификация магнитных
систем» и «Сертификация алмазов, алмазного
инструмента и порошковых материалов».
В 2004 году МИСиС
занял первое место среди вузов России по
специальности «Стандартизация и
сертификация». Такой уровень качества
подготовки специалистов - безусловно
заслуга профессорско-преподавательского
состава нашей кафедры. Профессора нашей
кафедры: Ю.П. Адлер, Ю.А. Карпов, Ю.А.
Богомолов, М.Н. Филиппов, А.П. Савостин;
доценты: С.Н. Гусарова, В.Л. Шпер, Г.Н.
Воробьева, Г.Д. Кудрявцева. Наше кредо: «Готовить
специалистов должны только профессионалы».
В течение десяти последних лет мы все с
удовольствием сочетаем практическую
работу в области менеджмента качества с
преподавательской деятельностью. На нашей
кафедре преподавателями работают семь
ведущих сотрудников «МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ».
Именно такое удачное сочетание двух видов
деятельности позволяет нам готовить
хороших специалистов в области
сертификации и менеджмента качества.
За 10 лет работы мы подготовили и
выпустили 180 инженеров по специальности «Стандартизация
и сертификация», большинство из которых
сегодня работают по специальности.
В прошлом году
учебно-научное управление менеджмента
качества и сертификации МИСиС «МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ»,
директором которого вы являетесь, отметило
свое десятилетие. С чего все
начиналось, и что послужило толчком для
создания учебного центра?
В 1994 году меня назначили директором
центра сертификации «МЕТАЛЛСЕРТИФИКАТ» (с
января 2002 года – Управление менеджмента
качества и сертификации). В 1995 году я
прошла обучение в Немецкой академии
качества (г. Целле) и получила квалификацию
менеджера по качеству.
Началась работа
по подготовке к аккредитации органов по
сертификации металлургической продукции и
систем качества предприятий металлургии и
машиностроения. Однако прежде чем
сертифицировать систему менеджмента
качества (СМК), надо помочь организации ее
создать и внедрить. Для этого каждый наш
специалист по сертификации систем качества
должен был, не только знать, как создать
действительно эффективную систему
менеджмента качества, но и уметь это делать.
Следовательно, перед нами встала задача подготовки
квалифицированных сотрудников, способных
предоставлять профессиональные
консалтинговые услуги по созданию,
внедрению и постоянному совершенствованию
систем менеджмента качества.
За восемь
лет работы у нас
сформировалась научно-практическая школа
менеджмента качества – школа
Юрия Павловича Адлера – одного из
ведущих ученых России в этой области. Для
того, чтобы работа дала желаемый эффект,
необходимо объяснить руководству и
персоналу, что такое СМК, и как ее
разработать и внедрить. И самое главное,
объяснить персоналу организации, что
работа по созданию и внедрению системы
направлена на улучшение всех видов
деятельности организации и повышение ее
конкурентоспособности на отечественном и
мировом рынках.
Эта работа, как,
впрочем, и любая другая, начинается с
обучения – каскадного (от высшего
руководства до рабочего), постоянного и
непрерывного. Необходимость создания в
организациях системы непрерывного
комплексного обучения в области
менеджмента качества и послужила толчком к
созданию учебного центра на базе МИСиС.
Сегодня наше Управление имеет статус
учебного центра Ростехрегулирования (бывшего
Госстандарта России), Международной
ассоциации «СовАсК» и Всероссийской
организации качества (ВОК).
За 10 лет,
начиная с 1995 года,
мы обучили в области менеджмента качества и
сертификации более 9000 специалистов более
чем 300 различных предприятий и организаций.
А
кого Вы считаете своими учителями?
Ваш вопрос
заставил меня вспомнить всех моих учителей,
начиная с начальной школы. Это, конечно, моя
первая учительница – Знаменская Милица
Николаевна, которая мягко, но требовательно
и настойчиво учила меня «учиться». Учитель
математики в средней школе - Валентина
Георгиевна Беккер дала хорошие знания
математики, которые позволили мне легко
поступить в МГУ и без проблем учиться
высшей математике у блестящего
преподавателя – Ивашова-Мусатова. В
музыкальной школе – моя любимая
учительница – Гордиетта Гордиановна
Берггольц-Бехтерева (ученица Генриха
Нейгауза), ради которой я готова была «сдвинуть
горы».
В МГУ мне
посчастливилось учиться у выдающегося
специалиста в области кристаллохимии
академика Белова Николая Васильевича.
В ИКАН СССР
моими учителями, которым я безмерно
благодарна, были Валентин Яковлевич Хаимов-Мальков,
Хачатур Саакович Багдасаров, Лев
Александрович Шувалов, Александр
Александрович Чернов, Леонид Иванович
Беляев.
Мои любимые
учителя и коллеги в области менеджмента
качества – Иван Иванович Чайка, Дмитрий
Иванович Космачев, Александр Владимирович
Гличев, Юрий Павлович Адлер,
Владимир
Львович Шпер, Вадим Аркадьевич Лапидус,
Петр Яковлевич Калита, Екатерина
Георгиевна Щукина.
Не
будем больше говорить о работе и учебе, ведь,
наверняка, есть то, что радует Вас намного
больше.
Конечно. В жизни я не только училась и
работала. Я успела выйти замуж, родить и
воспитать чудесную дочь – Юлю. Она, окончив
школу, поступила на курсы стенографии и
машинописи при Министерстве иностранных
дел. Отучившись на курсах, Юля отказалась от
работы в одном из российских посольств за
рубежом, поступила на работу на кафедру
восточных языков и на вечернее отделение
МГИМО, на факультет международного права.
Сейчас работает юристом в крупной
рекламной компании. Самое главное – это то,
что у нее хорошая дружная семья и что дочь
подарила мне внука Ваню. Это, конечно, мой
самый любимый человечек на свете. Так что
свой досуг (а это только воскресенья и
отпуск) я провожу с внуком.
Какое событие в мире качества вы
выделяете?
Событие
прошлого 2005 года – Международный конгресс
по качеству в Токио, на котором мне
посчастливилось присутствовать, и деловые
визиты в ведущие автомобильные компании
Японии: Honda, Toyota,
Isuzu.
Безусловно, интересен был как сам конгресс,
его тематика и состав участников, так и наши
деловые поездки. О конгрессе довольно
подробно рассказал в своем интервью Юрий
Павлович Адлер. Я могу только с
удовольствием отметить, что лично
познакомилась с великими американскими «гуру»
в области качества – Грегом Уотсоном.
Надо заметить,
что в Японии я была уже второй раз, и меня
впечатлили гуманистическая направленность
всего, что там делается и, конечно,
абсолютная приверженность японцев к
порядку, к выполнению установленных ими
правил. Например, японцы четко соблюдают
правила дорожного движения и переходят
улицы только по зеленому сигналу светофора,
независимо от того, есть автомашины на
дороге или нет. Честно скажу, мне очень
хотелось перейти дорогу на красный свет,
когда ни справа, ни слева не было видно ни
одной машины, но я не могла позволить себе
нарушить правила и выглядеть «белой
вороной».
Еще один
интересный пример. В последний день нашего
пребывания мы, заранее купив билеты, сели в
специально поданный экспресс и за час до
начала регистрации прибыли в аэропорт
Нарита. Мы обрадовались такому удачному
стечению обстоятельств, которое давало нам
возможность первыми пройти регистрацию на
свой рейс. Узнав, у какого терминала будет
наша еще не объявленная регистрация, мы
вместе с Юрием Павловичем Адлером и
Светланой Щепетовой подошли к нему и встали
в сторонке, чтобы не мешать посадке
пассажиров на объявленный рейс. Сотрудница
аэропорта, которая пропускала пассажиров,
один раз на нас посмотрела и ничего не
сказала, второй раз посмотрела, подошла к
нам и сказала, что здесь стоять нельзя, надо
встать в очередь. Мы делегировали Светлану
в конец огромной очереди, и через пять минут
она уже оказалась возле нас. Тогда
сотрудница аэропорта открыла для нас
запасной коридор, и мы оказались первыми на
регистрацию на свой рейс. Она заставила нас
подчиниться установленному порядку, и мы
при этом прекрасно себя чувствовали.
И
наконец, несколько слов нашим читателям.
Читателям «Делового
совершенства» я желаю постоянно
самосовершенствоваться, не
останавливаться перед трудностями и
помнить, что все в этом мире зависит от
людей. Что бы ни случилось, победят знания,
качество и здравый смысл.
Вернуться в раздел "Эксперты"
Высказаться
|