Термины и определения или с чего
начинается единое экономическое
пространство
Кравченко Иван Михайлович -
Председатель Оргкомитета Алматинского
международного форума по качеству (Казахстан).
Генеральный директор СП ТОО «Беккер и Кº»
(Казахстан, г. Алматы).
Выступление на сессии по
техническому регулированию V
Алматинского Форума по Качеству.(30.09 - 01.10
2010 г.).
Уважаемые
дамы и господа!
В наших странах общество по-разному
воспринимает идею создания таможенного
союза или единого экономического
пространства.
Я отношусь к людям, которые
активно поддерживают это политическое
решение. По следующим причинам:
1. Предпринимательству выгодно
расширение экономического пространства.
Если ранее товары двигались свободно
только по территории Казахстана, то теперь
территория свободного перемещения
значительно расширяется.
2. Предпринимательству выгодно,
что теперь Правительство само попало в
конкурентную среду, так как на общей
территории теперь три Правительства. Какое
из них создаст для своего
предпринимательства лучшую бизнес-среду,
экономика того государства и окажется, в
конечном счете, в выигрыше. Потеря или
расширение рынков будет реальным критерием
оценки заботы Правительства о
предпринимательстве.
3. Это выгодно потребителям. Рост
конкуренции даст потребителям возможность
удовлетворить свои потребности более
качественным товаром и за меньшую цену. В
целом это ведет к росту накоплений и, в
конечном счете, повышению жизненного
уровня населения. Что выгодно и
предпринимательству, так как растут
возможности для бизнеса.
Итак, политическое решение
правильное, так как оно выгодно и
потребителям и предпринимателям. Сегодня
мы обсуждаем вопрос о том, какова роль
техрегулирования в формировании Единого
экономического пространства.
Прежде чем ответить на это
вопрос, приведу два примера. ВТО – это тоже,
в принципе, единое экономическое
пространство. Вступающая страна обязана
подписать среди множества одно из
важнейших соглашений – соглашение о ТБТ.
Главное требование соглашения о ТБТ –
вступающая страна должна гармонизировать
свое техническое законодательство с
международными нормами и практикой.
Второй пример. ЕС – это тоже
единое экономическое пространство. Чтобы
вступить, надо привести национальное
законодательство в соответствие с
законодательством ЕС. Еще жёстче, причем,
практически один в один с общеевропейским.
Всё это для того, чтобы избежать
технических барьеров в торговле и, тем
самым, создать условия для свободного
перемещения товаров.
Итак, международная практика и
здравый смысл говорят: чтобы сформировать
единое экономическое пространство нам,
прежде всего, необходима единая
техническая политика.
Это и есть основная задача
Правительств трёх стран. Теперь давайте
посмотрим, как мы движемся в направлении
создания единой системы технического
регулирования. В настоящее время
подписываются различные Соглашения, срочно
разрабатываются технические регламенты.
Все эти документы наполнены техническими
терминами. В названии одного из документов,
подписанного от имени Правительств трёх
стран, фигурируют термины: «оценка
соответствия», «подтверждение
соответствия», «сертификация», «аккредитация».
Обратите внимание: каждая
страна дала свое определение одним и тем же
терминам, причем, они и по содержанию и по
смыслу отличаются не только друг от друга,
но и от определений, данных в международных
стандартах. Здесь нет примеров из
белорусского законодательства, но я думаю,
что это мало что меняет.
Обратите внимание: в
казахстанском законе отсутствует термин «оценка
соответствия». Как выходят из этой ситуации
разработчики совместных документов? Они
пишут: «оценка (подтверждение) соответствия»,
как будто это идентичные понятия. Это
далеко не так. В настоящее время в
совместных документах всего 6 терминам даны
определения. (Соглашение о единых принципах
и правилах техрегулирования в Республике
Беларусь, Республики Казахстан и
Российской Федерации) Причем, они не
являются основополагающими.
Кроме того, данные определения
построены на терминах, которым не даны
общие определения. У каждой страны они свои.
Например, «требование», «обязательное
требование» или такие термины, как: «изготовитель»,
«безопасность», «качество», «риски», «обращение
на рынке» и т.д.
Еще один показательный пример: с
термином «продукция», который присутствует
в каждой строчке подписываемых документов.
Обратите внимание, что каждый из
подписантов имеет в виду свою категорию
продукции.
Итак, вы видите, что не всё так
просто. У нас разный технический язык. Я
хотел бы привести здесь цитату: «Для
принятия однозначно реализуемых на
практике решений нужно научится давать
операционные определения всем ключевым
понятиям» (Адлер Ю.П., Шпер В.Л. «Кризис
сквозь призму глубинных знаний»,
Менеджмент качества, февраль
2010 г
.). Чтобы добиться цели, а именно, создать
единое техническое регулирование, нам
необходимо иметь общий технический язык.
Что делаем мы. В настоящее время
на стадии законодательного утверждения
находится «Соглашение о единых принципах и
правилах технического регулирования в
Республике Беларусь, Республики Казахстан
и Российской Федерации». Конечно, ни о каких
основополагающих принципах и правилах в
данном Соглашении речи нет.
В чем его суть.
а) создание Единого перечня
продукции, в отношении которой
устанавливаются обязательные требования (т.е.
подлежащая обязательной сертификации или
обязательному декларированию) (Статья 3
Соглашения);
б) техрегламенты создаются
только на продукцию, включенную в Единый
перечень (Статья 4 Соглашения);
в) продукция, в отношении
которой принят ТР, выпускается в обращение
только при условии, что она прошла
необходимые процедуры оценки соответствия
(подтверждения) (Статья 6 Соглашения);
г) оценка соответствия
проводится в форме регистрации, испытания,
подтверждения соответствия (декларирование
соответствия, сертификация), экспертизы и
или в иной форме (Статья 7 Соглашения).
Это суть Соглашения в отношении
собственно целей технического
регулирования.
На мой взгляд такой порядок
неверен. По сути мы начинаем создавать
техническое нормирование со списка
техрегламентов. Мне представляется, что
надо идти от общего к частному, а не
наоборот. В особенности это касается
пищевой продукции. Упомянутые в п.п. г) формы
оценки соответствия никак не уменьшают
риски в пищевой промышленности.
Безопасность пищевой продукции
обеспечивается прежде всего
лицензированием деятельности субъектов
рынка на всех этапах жизненного цикла
пищевой продукции, государственным
контролем за соблюдением санитарных и
ветеринарных требований, обеспечением
прослеживаемости и, что самое важное,
строгой административной и уголовной
ответственностью.
Что же касается обязательной
сертификации, то в пищевой отрасли она не
уменьшает риски, более того, она их
увеличивает, т.к. создает иллюзию
безопасности. Ещё более усугубит ситуацию с
безопасностью в пищевой продукции замена
обязательной сертификации на обязательное
декларирование.
В силу этого я считаю, что не
надо торопиться принимать технические
регламенты. Так как не они создают основу
единого технического регулирования. Они,
конечно, важное звено, но не главное, а,
скорее, последнее звено в этой цепочке. Нам
надо начинать сначала. А для начала нам
нужен общий Закон «О техническом
регулировании», который:
1) заложил бы единые основы
техрегулирования в наших странах;
2) дал бы единые определения
основным ключевым терминам;
И что очень важно:
3) был бы гармонизирован с
европейскими нормами.
Каким должен быть этот Закон мы
уже представляем.
Далее нужны законы, вытекающие
из этого основного закона, а уже потом
технические регламенты.
Завершая, я хочу сказать: по
моему мнению, сформировать единое
экономическое пространство без единого
технического нормирования невозможно в
принципе. Единое техническое нормирование -
это основа для создания ЕЭП. Правильнее
было бы сказать, что там где есть территория
единого технического нормирования, там и
есть территория единого экономического
пространства.
И последнее. Если мы будем
действовать, как мы действуем сейчас, то
никакого единого экономического
пространства нам, фактически, не создать.
Оно будет у нас только на бумаге. По этому «бумажному
пространству» бизнес если и сможет
двигаться, то только с помощью взяток. И
будет, как говорил известный политик: «Хотели
как лучше, получилось как всегда».
Высказаться Перейти
в раздел "Уважаемые
петербуржцы и гости города" Перейти
в раздел статей на тему Управление
Качеством Перейти на сайт Международной
Гильдии Лидеров Перемен
|