Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Элементы управления

 

Несмотря на то, что управление представляет собой сложный процесс, его можно описать, выделив основные элементы, каждый из которых является составляющей или конкретной его характеристикой. Эти элементы можно подвергать отдельному анализу. К их числу относятся: инициатива, умение работать с информацией, защита своего мнения, принятие решений, разрешение конфликтов и критический анализ. Все шесть элементов имеют жизненно важное значение с точки зрения обеспечения эффективного управления, поскольку ни один из элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.

 

Элементы управления кратко описываются в последующих разделах. В каждом разделе дано по шесть высказываний, характеризующих различные подходы к управлению. Вы обратите внимание на то, что все высказывания типа А относятся к одному и тому же типу управления, что справедливо и для высказываний типа В, равно как и для всех остальных типов.

 

Данные высказывания играют ключевую роль при описании управления как процесса взаимодействия людей, работающих вместе в интересах достижения конкретных целей существования организации, поэтому, знакомясь с тем или иным высказыванием, задайте себе вопрос: "А не знаю ли я человека - руководителя, подчиненного или коллегу, которые руководят людьми именно таким образом?"

 

Инициатива

 

Инициатива проявляется во всех случаях, когда усилия направляются на конкретную деятельность или на то, чтобы начать определенную деятельность, которой до сих пор не занимались, или на то, чтобы прекратить происходящие процессы, изменить направление приложения усилий или характер усилий. Руководитель может проявлять инициативу или избегать   проявления инициативы в условиях, когда другие ждут от него конкретных действий.

 

А_____ Я затрачиваю ровно столько усилий, сколько необходимо, чтобы удержаться на месте.

В_____Я предпринимаю такие действия, которые помогают другим и поддерживают их.

С_____ Я стремлюсь поддерживать равномерный темп деятельности.

D_____ Я побуждаю себя и подчиненных к более энергичным действиям.

Е_____ Я придаю важное значение организации подчиненных и всячески поощряю тех, кто одобряет мою инициативность.

F_____ Я предпринимаю энергичные усилия и другие с энтузиазмом меня поддерживают.

 

Умение работать с информацией

 

Умение работать с информацией позволяет руководителю получать доступ к фактам, данным или другим источникам информации. Степень информированности может зависеть от основательности подхода руководителя. Одни руководители могут иметь весьма низкий уровень представления о тщательности работы и не придавать большого значения поиску информации. Другие руководители могут придавать важное значение тщательности работы и всемерно стремиться к максимуму знаний о происходящей деятельности.

 

А___ Я обхожусь теми фактами, убеждениями и изложениями позиций, которые получаю.

В___ Я ищу те факты, убеждения и позиции,  которые свидетельствуют о том, что все в порядке.  Стремясь к гармонии, я не склонен "бросать вызов" другим.

С___  Так  или  иначе  я   воспринимаю  происходящее,   проверяя   и   оценивая   факты,   убеждения   и   позиции   в   случае возникновения видимых разногласий.

D___    Я исследую факты, убеждения и отношения подчиненных с тем, чтобы контролировать любую ситуацию и иметь возможность убедиться, что подчиненные не допускают ошибок.

Е___  Я перепроверяю информацию, полученную от других, и благодарю подчиненных, когда могу  убедиться в правильности их позиции.

F___ Я собираю информацию и проверяю ее истинность. Я прошу подчиненных высказывать мнения, отношения и идеи, отличные от моих, и всегда внимательно выслушиваю их. Я непрерывно переоцениваю собственные представления и информацию, а также данные, убеждения и представления других, стремясь найти оптимальное решение.

 

Защита своего мнения

 

Защита своего мнения предполагает наличие определенной позиции. Руководитель может иметь сильные убеждения, но считать при этом опасным для себя отстаивать ту или иную точку зрения. И наоборот, руководитель может избегать отстаивать свои взгляды вследствие отсутствия убеждений или их слабости. Иногда руководитель может принимать ту или иную точку зрения, чтобы встать в оппозицию или получить какое-либо преимущество.

 

А___ Я придерживаюсь собственного мнения, однако отвечаю только, когда меня спрашивают. Я избегаю занимать чью-либо сторону и стараюсь не раскрывать своих мнений, отношений и идей.

В___ Я учитываю мнения, отношения и идеи других, хотя и не без оговорок.

С___ Я выражаю мнения, отношения и идеи сдержанно и воспринимаю взгляды других, не делая окончательного вывода.

D___ Я защищаю свои мнения, отношения и идеи, даже если это связано с отрицанием взглядов других людей.

Е___ Я придерживаюсь сильных убеждений, но позволяю высказывать свои взгляды другим с тем, чтобы я смог помочь им быть более объективными.

F___ Я считаю важным выражать свою заинтересованность и убеждения.  Откликаюсь на более здравые суждения, изменяя в данном случае свою точку зрения.

 

Разрешение конфликтов

 

Разногласия и конфликты неизбежны в тех случаях, когда люди высказывают различные точки зрения. В зависимости от способа разрешения конфликты могут быть дезорганизующими и разрушительными или творческими и конструктивными. Руководитель, способный правильно вести себя в конфликтной ситуации и устраняющий конфликт приемлемо для всех, вызывает к себе уважение. Неспособность руководителя к конструктивному разрешению конфликтней ситуации вызывает снижение его авторитета у подчиненных или даже порождает враждебное и непримиримое к нему отношение.

 

А___Я остаюсь нейтральным или стремлюсь к невмешательству в конфликтную ситуацию.

В___Я избегаю создания конфликтных ситуаций, но когда они возникают, я сглаживаю “острые углы” во имя единства коллектива.

С___ Если конфликт возникает, то я пытаюсь занять такую позицию, которая устраивает всех остальных.

D___ Когда возникает конфликт, я пытаюсь пресечь его либо доказать преимущество своей точки зрения.

E___В конфликтной ситуации я прекращаю споры и дискуссии, но выражаю благодарность подчиненным за то, что они высказали свои мнения.

F___ При возникновении конфликта я пытаюсь определить причины, породившие его, чтобы устранить глубинный источник конфликта.

 

Принятие решений

 

Именно посредством принятия решений осуществляется руководство деятельностью организации. Решение может приниматься единолично руководителем или же руководитель может предоставлять право принятия решений подчиненным (коллективная работа сотрудников) и при этом все имеющиеся ресурсы используются для выработки и проведения этих решений в жизнь.

 

А___ Я предоставляю другим право принимать решения или приходить к согласию по поводу того, что происходит.

В___ S стремлюсь к принятию решений, которые способствуют поддержанию хороших отношений между работниками и поощряю остальных членов коллектива принимать самостоятельные решения, когда это возможно.

С___ Я стремлюсь к подходящим решениям, с которыми согласны все остальные.

D___ Я придаю важное значение принятию собственного решения и редко поддаюсь влиянию других.

Е___ Последнее слово я оставляю за собой и искренне стремлюсь, чтобы мои решения были приемлемы для других.

F___ Я придаю важное значение принятию оптимальных решений, стремлюсь при этом к пониманию и одобрению решений подчиненными.

 

Критический анализ

 

Под критическим анализом подразумевается совокупность полезных способов и приемов исследований и решения проблем деятельности организации, которые встают перед каждым исполнителем или коллективом в целом при выполнении тех или иных заданий. Этот подход заключается в отступлении от осуществляемой деятельности или в ее прерывании с целью изучения или выявления альтернативных возможностей повышения продуктивности работы, прогнозирования и устранения таких ситуаций, которые могут привести к отрицательным последствиям. Исполнители могут рассматривать или не рассматривать свой опыт работы в качестве основы для профессионального обучения, не во всех случаях могут предпринимать такие действия, которые знакомы их коллегам, поддерживающим с ними обратную связь. Без такого обучения невозможно совершенствовать работу сотрудников в будущем. Обучение на основе предшествующего опыта, критического анализа и обратной связи является основой более эффективной работы с людьми с их участием.

 

А___ Я избегаю обратной связи.

А___При получении положительных результатов я поощряю подчиненных, но избегаю отрицательной обратной   связи.

С___ Я даю неформальные или косвенные оценки информации в отношении совершенствования работы, поступающей через обратную связь.

D___ Я привлекаю внимание подчиненных к недостаткам или неспособности справиться с тем или иным заданием.

Е___ Я реагирую на результаты деятельности подчиненных и рассчитываю на то, что они будут реагировать на мои замечания, потому что они направлены на улучшение их положения.

F__ Я поощряю двустороннюю обратную связь в интересах повышения эффективности деятельности.

 

Рассмотренные шесть стилей управления, которые представлены нами в виде высказываний, вытекают из определенных посылок, связанных с представлениями о путях решения производственных и иных задач с участием работников.

 

2. Сформируй строку результатов (из 6-ти букв латинского алфавита)
3. Чтобы получить результат, пришли строку из 6-ти букв нам по почте

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001