Увы,
за всеми переменами в интернете не угнаться.
Этот выпуск Вестей
посвящен синектике - одному из весьма
распространенных методов активизации
творческого потенциала. Поиск как обычно в
Google дал около 200000
ссылок, поиск в русскоязычном Интернете дал
около 5000 ссылок.
Согласно
Википедии
- синектика - это "наиболее
эффективная из созданных за рубежом
методик психологической активизации
творчества, которая является развитием и
усовершенствованием метода
мозгового штурма".
Методика создана психологом У. Дж. Гордоном
в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века.
В отличие от мозгового штурма синектика
допускает критику, "которая позволяет
развивать и видоизменять высказанные идеи.
Синектический штурм ведет постоянная
группа. Её члены постепенно привыкают к
совместной работе, перестают бояться
критики, не обижаются,
когда кто-то отвергает их предложения. В
методе применяются четыре вида аналогий —
прямая, символическая, фантастическая,
личная".
Краткое, но
довольно содержательное изложение
основной идеи данного подхода можно
посмотреть на страничке
1 .
Более подробное представление о
сути метода и его возможностях можно
получить из реферата книги У. Гордона "Sinectics:
The Development of Creative Capacity" - New York, 1961,
размещенного на странице 2.
Автор реферата - И.К. Кайков. В частности, в
этом материале отмечено, что слово
синектика пришло из греческого языка и
означает "соединение вместе различных
элементов. Синектика - это теория для
сознательного применения подсознательного
психологического механизма в группе
разнообразных индивидуальностей,
объединенных с целью постановки и решения
проблем".
На страничке
3
ответ на вопрос, что такое синектика,
сформулирован так: "Синектика -
это техника решения спорных вопросов,
стимулирующая мыслительные процессы,
направленность которых, как правило,
неожиданность и случайность. Кроме того, синектика
- это подход к творческому мышлению,
зависящий от понимания возможности
комбинирования несовместимых, на первый
взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно
определить так: "делать
необыкновенное привычным и делать
привычное необыкновенным".
Весьма полезное
разъяснение методологии и практики
синектики можно посмотреть на страничке
4.
Среди прочего там приведена блок-схема
синектического процесса, состоящая из 6
этапов.
Любопытны
презентационные
слайды, посвященные синектике,
предназначенные в качестве
вспомогательного материала к учебнику "Технология"
для 11 класса общеобразовательных школ.
В статье М. Кларина
"Синектика
- метафорическое учебное исследование"
описаны эксперименты и возможности
применения данной методологии в начальной,
средней и высшей школе. Статья была
опубликована во втором номере журнала "Директор
школы" за 1995 год.
На сайте,
посвященном изобретательским задачам и
методам их решения, в разделе "Методы
интуитивного поиска технических решений"
синектике
посвящен весьма обширный
материал Кудрявцева А.В.
Поиск книг со
словом "синектика" в названии дал
только одну ссылку:
Дж. Цезерани. От мозгового
штурма к большим идеям: NLP и синектика в
инновационной деятельности (Big Ideas: Putting the Zest
into Creativity & Innovation at Work).
Возвращаясь
к поиску в англоязычном Интернете, замечу,
что среди 200000 ссылок есть часть, не имеющих
отношения к рассматриваемому нами слову.
Это ссылки на компании, имеющие в своем
названии слово Synectics.
Тем не менее, число англоязычных ссылок, как
обычно, в разы больше русскоязычных. Среди
первого десятка я обратил внимание на
следующие:
- очень разносторонний сайт, где, среди
прочего, можно прочесть об истории
синектики и краткие биографические справки
о её основоположниках;
- сжатое изложение основ
синектики, и где можно найти разъяснения по
множеству других методов активизации
творческого потенциала.
Наконец,
поиск
в магазине
Amazon дал
более 2-х десятков
ссылок на книги, в названии или описании
которых есть слово Synectics.
Перейти
в библиотеку