Основные подходы к организационным
изменениям
Раздел статей по
теме Управление Изменениями
Сергей Архипов, 02.11.2006.
Организация — это социальная целостность, которая направлена на
реализацию определенных целей, построена как специально структурированная и
координированная система, предназначенная для некоторой деятельности, и связана
с окружающей средой (рисунок 1).

Рисунок 1.
Организация как система.
Значение организаций для общества:
1) объединение ресурсов для достижения желаемых целей и результатов;
2) эффективное производство товаров и услуг;
3) упрощение нововведений;
4) использование новейших информационных и производственных технологий;
5) адаптация к изменениям в окружающей среде и влияние на среду;
6) создание ценности для владельцев, потребителей и работников;
7) соответствие современным требованиям специализации, этики, мотивации и
координации деятельности работников.
Жизнедеятельность организации состоит из трех основных
процессов:
1) получение ресурсов из внешней среды;
2) преобразование ресурсов в готовый продукт;
3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
Изменение в организации означает изменение в том, как организация
функционирует, кто ее члены и лидеры, какую форму она принимает и как она
распределяет свои ресурсы.
Организационные изменения связаны с внедрением и коррекцией стратегии
деятельности организации.
Изучение
организационных изменений как отдельное направление управленческой науки
началось после Второй мировой войны, когда в результате изменения характеристик
потребления, появления новых технологий и новых рынков появилась потребность в
адаптации компаний к новым условиям среды и проблема успешной реализации
изменений попала в поле зрения многих руководителей и ученых.
Концепции
управления организационными изменениями основываются на эволюционной теории и
связаны с работами таких авторов, как Х. Алдрич, Дж. Пфеффер, М. Ханнан и Дж.
Фримен, Г. Керролл. Ученые выделяют как объект организационных изменений
организационные формы (популяции организаций), которые наилучшим образом
отвечают окружающей среде.
Первые
концептуальные модели организационных изменений сформировались под влиянием
технологического и информационного развития в середине 1990-х гг. и поэтому
учитывают социальный и технический аспекты организаций. Такими моделями
считаются: модель преобразований бизнеса К. Левина, концепция организационного
развития Ф. Гуияра и Дж. Келли, концепция Дж. П. Коттера, модель «Кривой
изменений» Дж. Дак, теория Е и О организационных изменений М. Бира и Н. Нориа,
модель «Айсберга» С.Н. Германа (таблица 1).
Таблица 1 Обзор концепций управления организационными изменениями
Модель преобразований бизнеса
К. Левина,
1951 г. |
 |
К. Левин определил основные этапы процесса организационных изменений:
1. «Размораживание». На этой стадии члены организации получают
информацию о реальном положении дел для того, чтобы «встряхнуть» их и
побудить к осознанию необходимости изменений. Здесь же должна быть
представлена информация о методах реформ и их возможных последствиях.
2. Движение. На данной стадии выполняются запланированные меры по
изменению отношений работников и отделов.
3. «Замораживание». Здесь осуществляются меры, направленные на
укрепление того, что изменили. Сотрудники должны убедиться в
эффективности нового, принять новые методы, поддержать их использование. |
Модель «Айсберга»
С.Н. Германа,
1978 г. |
|
Важной частью управления организационными изменениями
являются фокусирование на неформальных отношениях, или «мягких сферах»
организации, чтобы гарантировать поддержку членов организации целей,
задач, стратегий и политики. Успех или крах организации обеспечивают
неформальные отношения. |
Модель управления стратегическими изменениями
И. Ансоффа, 1989 г. |
 |
В ходе стратегических изменений происходит изменение трех важных
компонентов:
а) стратегии, определяющие новую продукцию и новые рынки;
б) компетенции управления, включающие систему, структуру, умения и
знания, привычки;
в) поведения персонала, включая нормы, понятия, ценности, модели мира и
распределение власти.
Последовательность внедрения изменений: Стратегия – Система – Поведение. |
Теории Е и О организационных изменений
М. Бира и Н. Нориа, 1990-е гг. |
|
Теория Е выходит из примата финансовых целей и
ориентирована на использование «жестких методов» осуществления
организационных изменений «сверху внизу».
Теория О ориентирована на корпоративную культуру,
цели и мотивы сотрудников организации и использует «мягкие» методы
(изменения «снизу вверх»), обучение и развитие сотрудников, изменение
характеристик корпоративной культуры. Для достижения максимального
эффекта необходимо комбинирование «жестких» и «мягких» методов и учет
времени, имеющихся ресурсов, целей, особенностей культуры, стиля
управления. |
Модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра
и Дж. Келли, 1990 гг. |
|
Предприятие подобное живому организму и представляет
собой «биологическую корпорацию», которая рождается, растет, болеет,
осуществляет выбор, учится.... Процесс преобразования включает четыре
элемента: рефрейминг – достижение мобилизации, изготовление видения
перспектив; реструктуризацию – преобразование компании с целью сделать
ее конкурентоспособной; оживление – рост компании за счет концентрации
на потребностях рынка, изобретение новых видов бизнеса и новых
информационных технологий; обновление через изготовление рефлексов
адаптации к изменениям окружающей среды, создание мотивации: разработка
системы вознаграждения, формирование новых знаний и т. п. |
Стадии процесса изменений
Дж. П. Коттера, |
 |
Предложил последовательность этапов организационных
изменений, которая включает убеждение работников относительно
необходимости изменений, создание команды реформаторов, разработку и
пропаганду нового видения перспектив будущих рынков и определение
стратегии их завоевание, обеспечение условий для широкого участия
персонала в преобразованиях. Значительное внимание Дж. П. Коттер уделяет
получению быстрых результатов, закреплению успехов для углубления
процесса изменений и их закреплению в корпоративной культуре. |
Кривая изменений Дж. Д. Дак, 2000 гг. |
 |
Дж. Д. Дак определила основные фазы процесса преобразований:
- застой – организация подавлена или чрезмерно активная;
- подготовка – лидеры начинают разрабатывать планы и механизмы
обмена информацией;
- реализация – подключение персонала на разных уровнях;
- проверка на прочность – конфликты, расхождения, промахи,
маленькие успехи;
- достижение цели – отказ от продолжения программы изменений
|
Организационный импрувмент М. Шина 2003
г. |
 |
Маркус Шин рассматривает компанию как живую
социо-технико-экономическую триаду. В своей книге "Управление
изменениями, нацеленное на развитие" определил 10 принципов, 10
правил и 20 основных инструментов орг-импрувмента. В объединённом
сборнике подробно описаны: Триада Роста, модель Алмаз, целеполагание в
переменах, миссия и образовательный минимум Агента Перемен
(RCL), роль
консалтинга, SbA-подход, эволюция статуса
делового человека, задачи нового
HRM, цикл управления изменениями
JIPR, корпоративная
меметика, Матрица Лидерства, корпоративный фракталинг,
социогеномика (социогеномный паспорт индивида), пример
отчётности Директора по Оргразвитию, ловушки мышления менеджеров,
Lean и Бережливое производство, онтология
корпоративной культуры, разница между различными управленческими
категориями, а также между любительским и профессиональным подходом к
управлению изменениями. Шин цитирует российских и зарубежных
специалистов, список источников в бумажном издании составляет 24
страницы. |
Большинство концепций (модели К. Левина, модели Дж.Д. Дак, Дж.П. Коттера)
описывают последовательность и содержание этапов организационных изменений, но
существенно ограничены в практическом применении. Часть из них направлена на
выявление причин сопротивления изменениям и описывают готовность к ним (Дж.Д.
Дак, А.А. Арменакис). В основном используется в консалтинге представителями
психологической школы.
Концептуальные
подходы, которые описывают набор методов и средств управления направлены на
выявление объектов изменений и формирование инструментария воздействия на них.
Так, концепция стратегического управления организационными изменениями И.
Ансоффа выделяет основные компоненты этих процессов, теория М. Бира и Н. Нориа
разграничивают рычаги управления, а модель К. Фрайлингера и И. Фишера
подчеркивает весомость лидерства и культурной среды организационных изменений.
Некоторые
преимущества имеет модель преобразования бизнеса Ф. Гуияра и Дж. Келли,
основными из которых являются. В этой модели определяется комплекс методов и
средств организационных изменений, которые могут использоваться на предприятии.
Модель также предоставляет возможность определить приоритеты и направить
организационные изменения на решение оперативных, тактических и стратегических
задач.
Организационный импрувмент
практика М. Шина изначально разрабатывался с учётом российского национального опыта (в
том числе наследия русской школы Научной Организации Труда). Его исследования и
решения носят прикладной характер. Наибольшую
популярность получил среди управляющих переменами с базовым техническим,
физико-математическим, IT-инженерным образованием. Даёт
чёткие координаты в работе менеджеру по организационному развитию, научает
компании генерировать знания о том, как именно проводить перемены здесь и
сейчас, не прибегая в этом вопросе к помощи консалтинга. HR-компонента в орг-импрувменте
базируется не на психологии, а на социогеномике. Не претендуя на всеобщность,
подход Шина даёт тем не менее достаточный объём знаний и инструментов для
успешного управления переменами.
В теории М. Бира и Н. Нориа
считается, что лидерство сверху вниз является разумным подходом к управлению
изменениями, когда фирма испытывает проблемы, способные привести к краху. Лишь
президент компании может принять правильное стратегическое решение относительно
реструктуризации, внедрения новых технологий и реинжиниринга, то есть всех
инициатив, необходимых для выживания в изменяющейся внешней среде. На деле это
далеко не всегда является таковым.
Плюсы этой
теории в том, что теория Е полагается на создание финансовых стимулов для
мотивации изменений в компании. Стимулы, которые находятся в соответствии с
интересами менеджеров и акционеров, очень существенны для проведения изменений.
Например, стимулирующая система учета продаж позволяет выстроить четкую систему
финансовых стимулов, связав оплату труда с объемами продаж. Такие финансовые
стимулы имеют символическую и мотивационную ценность. Построение правильных
стимулов – ключ к привлечению внимания менеджеров и сотрудников. Без этих
стимулов менеджеры и сотрудники не смогут правильно определить приоритеты в
работе. Кроме этого стимулы также существенны и потому, что дают менеджерам и
сотрудникам чувство справедливого вознаграждения за трудную работу.
Минусом теории
Е являются жесткие методы управления, при котором руководители делают акцент на
осуществление перемен сверху вниз и уделяя основное внимание созданию структуры
и систем. Согласно теории Е все неформальные контракты между компанией и ее
работниками приостанавливаются в течение периода изменений. Работники и группы,
чьи действия не демонстрируют создание значительных ценностей, чрезвычайно
уязвимы. Руководство проводит изменения сверху вниз. Подразделения и работники
рассматриваются как клеточки на шахматной доске стратегического управления; они
перегруппировываются и объединяются, и временами поощряются.
Теория О
сфокусирована на взаимоотношениях или поведенческих аспектам - «мягких
элементах» организации. Руководители – приверженцы теории О - в большей степени
ориентированы на обучение и развитие сотрудников, изменения корпоративной
культуры и осуществление перемен снизу вверх.
Переориентация корпоративной культуры на приверженность работников и обучение –
это благородное стремление, но оно реализуемо не ранее, чем через несколько лет.
Успешная программа может создать более умную и адаптивную базу работников через
четыре-пять лет. Но компании, которым действительно нужны изменения, не могут
так долго ждать результатов. Считается, что именно комбинирование жестких и мягких методов необходимо для
достижения максимального эффекта. Однако умение комбинировать эти методы ввиду
глубоких противоречий между теориями, на которых они основаны, остаются уделом
наиболее талантливых и подготовленных лидеров. Неудачная и непродуманная
комбинация жесткого и мягкого может привести к полному провалу.
Раздел статей по
теме Управление Изменениями
Написать
нам
|