Логика Генриха Струве
26.11.2001
СТРУВЕ ГЕНРИХ ЕГОРОВИЧ (1840-1912), русский
философ, богослов, логик, психолог. Родился
в Перми 26 января 1840 Учился в Тюбингенском
и Йенском университетах. В 1862 защитил
диссертацию О происхождении души, в 1870 диссертацию
Самостоятельное начало душевных явлений
в Московском университете. Струве был
автором нескольких популярных учебных
пособий по логике и психологии (Элементарная
логика, 1874 и др.). Популяризировал
различные направления европейской
философии в сочинениях Отличительные
черты философии и их значение в сравнении
с другими науками (1872), Синтезы двух
миров и др. В течение многих лет
Струве бы л профессором Варшавского
университета, где преподавал философию и историю
философии, логику, психологию, этику.
Задачу современного философского
развития он усматривал в реализации
проекта "синтетической философии",
выработке универсальной "метатеории",
синтезирующей наиболее продуктивные
методологические
установки, выработанные в истории
философии, постулаты классической и математической
логики, новейшие достижения
психологической науки. Струве критически
относился к иррационалистическим
тенденциям, в частности критиковал
ницшеанство (Современная анархия духа и ее философ
Ф.Ницше. Харьков, 1900). Собственную
позицию он называл "идеально-реальным"
миропониманием. Умер Струве в Париже 26 февраля
1944. Работы:
- Струве Г.Е. Самостоятельное начало
душевных явлений. М., 1870
- Струве Г.Е. Энциклопедия философских
наук, ч. 1. Введение в философию.
Варшава, 1890
- Струве Г.Е. Этическое движение
Новейшего времени. Его история и учение.
Варшава, 1901
В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая, главным образом, к учениям
Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце,
Фехнера и др. Дух и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя
разделенными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого;
с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир - телом Бога.
Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира,
так нет его и между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка,
которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа.
В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушаемую
гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это - явление
преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества,
небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения. Вообще, идеальный реализм,
называемый Струве также ""синтетической философией",
стремится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д.
Метод Струве - психологический анализ.
По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки,
основой которых является математика - частное в общем;предметом последних служит познание явлений, предметом философии - объяснение явлений.
Особая роль Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических
тенденций в философии 60-х годов.
См. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варшава, 1896) и К. Кашевского (Варшава, 1898).
Источники: https://mirslovarei.com/content_beo/Struve-Genrix-Egorovich-12320.html
https://www.rulex.ru/01180590.htm
P.S. У Владимира Ульянова была всего одна
четверка. По логике.
Ключевые слова статьи:
обучение персонала |
элементарная логика | СМК | естествознание |
HRM | управление качеством | импрувмент |
improvement | организационное развитие |
когнитивные науки
Высказаться
Материал связан со
страницами
Перейти в раздел Авторитеты
Перейти в раздел Статьи
Перейти в Библиотеку
Перейти на сайт Гильдии
Лидеров Перемен
|