Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



 

Выпуск второй (2)

Владимир Шпер, опубликовано в журнале "Стандарты и качество" в 2001 г., №10.

Об учебниках по управлению Качеством с точки зрения TQM, о плагиате на Харрингтона и другом.

Материал связан со страницами:

Судя по данным таблицы, приведенной в майском выпуске "Вестей из Интернет" за 1999 год [1], пик интереса к TQM в Европе имел место где-то в 1993 году, и с тех пор этот интерес непрерывно падает. Однако в России, которая как обычно отстает от передовых индустриальных стран, внимание к этому направлению менеджмента, по-видимому, только ещё начинает нарастать. Одним из доказательств этого может служить рост числа книг по такой теме, как  "Управление качеством". Если взять только учебники и учебные пособия, то к четырем известным мне книгам, изданным в 1999 году [2-5], в 2000 году добавилось восемь новых [6-13]. В настоящей заметке мне бы хотелось высказать некоторые соображения по поводу шести из них: [6-7, 10-13]. Книгу [8] из многомодульной программы подготовки менеджеров трудно оценивать одновременно с другими хотя бы потому, что в силу специфики самой программы данного издания ряд вопросов вынесен в другие модули (Например, лидерство, управление персоналом и др.). Поэтому эта книга ниже не рассматривается. Что же касается книги В.А Лапидуса [9], то её содержание я надеюсь обсудить в другой публикации, поскольку она заслуживает отдельного анализа, в том числе и потому, что намного больше по объему и формату (по этим показателям она ближе всего к книге [2]), и посвящена именно проблемам внедрения TQM в России.

Прежде всего, отвечу сразу на вопрос: почему я решил написать одну рецензию сразу на шесть книг? Дело в том, что при всех своих различиях, эти  книги

-         близки по формату и объему;

-         строго говоря, представляют из себя учебники не по TQM, а именно по "управлению качеством" (за исключением книги [11], посвященной системам качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000);

-         появляются так быстро и в таком количестве, что писать подробные рецензии на каждую из них просто не представляется возможным.

С другой стороны ясно, что учебник 21 века по "управлению качеством" и, тем более, по стандартам ИСО 9000 вряд ли может обойтись без анализа вопроса о моделях TQM, что, на мой взгляд, вполне оправдывает написание рецензии на все эти книги под данным углом зрения.

Чтобы изложить моё мнение об указанных книгах в компактной форме, я решил использовать табличный способ представления данных. В приведенной ниже таблице перечислены те вопросы, без анализа которых, на мой взгляд,  нельзя обойтись при обсуждении современных моделей TQM. При этом вопросы с 3-го по 17-й - это просто детализация и некоторое  расширение 8 принципов менеджмента качества по стандарту ИСО 9000:2000 с дополнением за счет наиболее простых методов их реализации. Так, строки 3 и 4 таблицы просто соответствуют первому и второму принципам ИСО 9000, строки 5 и 6 отвечают третьему принципу, строки 7 и 8 соответствуют процессному подходу, 9-я строка совпадает с принципом системности менеджмента, строки 10,11 - это расширение принципа постоянного совершенствования, 12-16 строки соответствуют принципу принятия решений на основе фактов с дополнениями в виде простейших и наиболее распространенных методов практической реализации этого принципа, и, наконец, 17-я строка совпадает с 8-м принципом менеджмента качества. Что касается остальных вопросов, то их перечень отвечает уже сложившейся и у нас в стране, и на Западе традиции изложения концепции TQM, в чем можно убедиться, взглянув, например,

на оглавление соответствующих книг [2, 14- 17].

п/п

 

Номер ссылки

Ключевые вопросы

[2]

[7]

[10]

[11]

[12]

[13]

1.

 

История TQM

D

D

D

 

 

2.

 

Термины

?

 

?

3.

Восемь базовых принципов

менеджмента качества 

Ориентация на потребителя

?

D

D

D

4.

Лидерство

 

 

D

 

 

 

5.

Мотивация

 

D

 

 

6.

Командная работа

 

 

D

D

 

7.

Горизонтальные организационные структуры

 

 

 

?

 

 

8.

Анализ цепочек добавления ценности

 

 

 

 

 

9.

Система глубинных знаний

 

 

 

 

10.

Постоянное совершенствование

D

D

 

D

11.

Реинжиниринг

D

 

 

 

 

D

12.

Статистическое мышление

D

 

 

 

 

 

13.

7 простых методов контроля качества

D

D

D

14.

7 новых методов управления качеством

D

 

D

 

 

15.

Структурирование функции качества

?

D

 

 

 

 

16.

Методы решения проблем

D

D

?

 

D

17.

Взаимоотношения с поставщиками

 

D

 

 

D

18.

 

Методы Тагути

D

D

 

D

D

 

19.

 

FMEA

 

D

 

 

 

D

20.

 

Рачительное производство

 

 

 

 

21.

 

Шесть сигм и TQM

 

 

 

 

 

 

22.

 

Экономика качества

 

23.

 

Сертификация

?

D

?

24.

 

Стандарты серии ИСО 9000 и аналогичные

?

?

D

25.

 

Премии качества и самооценка

?

D

D

 

 

 

26.

 

Аудит качества

 

D

 

 

27.

 

Опыт и проблемы внедрения систем качества в РФ

D

?

 

D

28.

 

Обучение

 

D

 

 

29.

 

Бенчмаркинг

 

D

 

 

 

 

30.

 

Ссылки

D

31.

 

Язык и стиль изложения

D

?

D

?

?

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

78

34

38

51

24

32

Условные обозначения: ? = 5(баллов) - изложено полно и ясно; = 3(балла) - изложено неполно и/или непонятно; D - 1(балл) - упомянуто, но по существу не изложено. Отсутствие какого-либо символа означает, что данный вопрос не обсуждается.

Применительно к 30-й поз. (ссылки) значки означают: ? = 5 - ссылки полные и современные; = 3 - ссылки неполные и частично устарели; D = 1 - ссылок мало и почти все устарели.

Применительно к 31-й поз. (язык и …) значки означают: ? = 5 - нормальный язык и стиль; = 3 - написано тяжелым языком с не всегда корректыми по стилю фразами; D = 1 - ужасный язык с большим числом стилистических дефектов.

 

Конечно же, этот перечень ни в коей мере не является ни исчерпывающим, ни единственно верным, и лишь отражает точку зрения автора данной публикации на то, какие вопросы следовало бы обсудить в учебнике по TQM. В конце таблицы легким фоном выделены две позиции, какие важны для оценки качества любого учебника: актуальность, точность и современность ссылок, а также язык и стиль изложения материала. В тех случаях, когда какой-то вопрос в книге вообще не обсуждается, соответствующая клетка таблицы оставлена пустой. Во всех остальных случаях я ставил оценки качества изложения того или иного вопроса с помощью значков, широко применяемых при построении домиков качества. Расшифровка условных обозначений и соответствующие им значения баллов приведены в нижней части таблицы. 

Беглый анализ таблицы показывает следующее.

Прежде всего бросается в глаза отсутствие в таблице ссылки на книгу [6]. Причина этого очень проста: данная книга представляет собой откровенный плагиат. Написанная Л.Е.Басовским её первая часть (главы 2-8, что составляет 115 страниц текста из 211 всего) просто переписана с хорошо известной книги Дж.Харрингтона [18]. Ясно, что в этой ситуации нет смысла в обсуждении достоинств и недостатков такой книги. Удивление вызывает лишь тот факт, что книга [6] в больших количествах поступает в весьма приличные магазины, и даже рекламируется в некоторых Интернет магазинах.

Далее из таблицы видно, что все учебники по управлению качеством довольно сильно уступают книге [2] при всех её недостатках [19]. Конечно же, все они заметно отличаются и друг от друга, хотя некоторые по ряду моментов весьма похожи. Так, книги [12,13] очень близки по духу, т.к. ориентированы на подход к качеству на основе стандартов КС УКП (определение уровня качества по картам технического уровня и т.п.). Не отрицая того, что многие положения известных отечественных разработок в области качества (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ, КС УКП) близки ко многим положениям последней версии стандартов ИСО 9000 и моделей TQM, рискну заметить, что в целом все вышеназванные системы устарели, и не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Это, однако, не предмет данной статьи, а вопрос, требующий отдельного и обстоятельного разговора. Не исключено, что именно поэтому эти книги набрали наименьшие баллы в рамках используемой мною системы ранжирования. Книги [7,10] занимают в этом смысле некоторое промежуточное положение, ибо в них присутствует смесь старого планового подхода к качеству с новыми современными моделями TQM. Наконец, книга [11] выделяется в том смысле, что посвящена именно стандартам ИСО 9000, с одной стороны, и написана с явной претензией на некую исключительность, с другой. Последнее, на мой взгляд, связано с тем, что её автор занимался системным анализом, и в книге предпринята попытка изложить системный взгляд на системы качества и стандарты ИСО 9000. И хотя ряд вопросов в этой книге изложен, на мой взгляд, не плохо (см. соответствующий столбец в таблице), в целом книга оставляет странное впечатление не соответствия провозглашаемых претензий и достигнутых результатов. Стоит отметить, что свыше 80% ссылок в книге [11] устарели, и относятся к периоду до 1990 года. Положение со ссылками, как это видно из таблицы, вообще достаточно печально. Пятерку я не смог поставить ни одной из книг. К сожалению, с языком дела обстоят не намного лучше. Если же посмотреть на заполненность строк в таблице, то видно, что наибольшим спросом в книгах по управлению качеством пользуются "ориентация на потребителя", "7 простых методов контроля качества", "сертификация" и "стандарты ИСО 9000". Соответственно наименьшее освещение получили рубрики "лидерство", "горизонтальные оргструктуры", "статистическое мышление", "шесть сигм" и "бенчмаркинг".

Следует ещё раз подчеркнуть, чт

  • изложенное представляет собой личное мнение автора данной публикации;

  •  проставленные в таблице баллы - это просто экспертная оценка того, как, на мой взгляд, соответствующий вопрос отражен в той или иной книге;

  • все эти оценки и баллы относятся не к содержанию данных книг по теме "Управление качеством продукции", а к возможному их использованию в качестве пособий и материалов по теме "TQM".

С учетом этих оговорок, моё резюме о приведенных в таблице книгах таково: по отношению к  TQM все они устарели в большей или меньшей степени, и я бы не рекомендовал их для обучения современным принципам менеджмента качества в 21 веке.

Литература

  1. Шпер В.Л. Вести из Интернет. - ММК, 1999, №5, с.51-57.

  2. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И, Зорин Ю.В.; Под ред. Глудкина О.П. - М.: Радио и связь, 1999. - 600с.

  3. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Управление качеством: Учебное пособие. - М.: МГТУ "СТАНКИН", 1999. - 234с.

  4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 1999. - 160с.

  5. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/Швандар В.А., Панов В.П., Купряков Е.М. и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 487с.

  6. Басовский Л.Е., Протасов В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 212с.

  7. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 256с.

  8. Кремнев Г.П. Управление производительностью и качеством: 17 - модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 5. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 256с.

  9. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях/Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. - М.: ОАО "Типография "Новости", 2000. - 432с.

  10. Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303с.

  11. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ИСО семейства 9000): Учебное пособие. - СПб, Изд. дом "Бизнес-пресса", 2000. - 336с.

  12. Федюкин В.К., Дурнов В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством продукции. - Учебник. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", Рилант, 2000. - 328с.

  13. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация/Курс лекций. - М.: Изд-во "ЭКМОС", 2000. - 320с.

  14. Oakland J.S. Total Quality Management. - Heinemann Professional Publishing, 1989. - 308P.

  15. Flood R.L. Beyond TQM. - Chichester, John Wiley & Sons, 1993.

  16. Dale B.G. Total Quality Management Blueprint. - Blackwell Publ., 1999. - 240P.

  17. Besterfield D.H. et al. Total Quality Management. - Prentice Hall, 1998. -533P.

  18. Дж. Харрингтон. Управление качеством в американских корпорациях. - М.: Экономика, 1990. - 272с.

  19. Шпер В.Л.  Новая книга по TQM – мнение читателя. – ММК, 1999, №10, с.63-70.

  20. Кузьмин А.М. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества. - Методы менеджмента качества, 2002, №1, с.4-10; №2, с.4-10.

  21. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: "Вильямс", 2000. - 272с.

  22. Слейтер Р. Стань лучшим, или проиграешь. 31 секрет лидерства от Джека Уэлча, управляющего "Дженерал Электрик". - М.: "ЛОРИ", 2000. - 150с.

  23. Кернс Д.Т., Недлер Д.А. Пророки во тьме, или Рассказ о том, как "Ксерокс" восстал из пепла и дал бой японцам. - СПб.:"Азбука-Терра", 1996. - 352с.
  24. Аронов А., Штерн Л. Стандарты ИСО 9000 в жизни. - М.: "Университет", 2001. - 96с.
  25. Робсон М. От идеи к решению: Использование потенциала управленческой группы. - М.: "Три Л", 2001. - 192с

Высказаться 

Перейти на сайт Kinsmark Group

Перейти в библиотеку

Анонс: Первая в России книга по практике управления развитием  "Импрувмент: управление изменениями, нацеленное на развитие" вышла в издательстве "Юджин Проджектс" в серии "Читайте на работе

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001