Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Успехи великих компаний

Они и не подозревали, что действуют по методике ТРИЗ

Сергей Петин. Размещено (15.07.02).

 

Те читатели, которые ознакомились со статьей Г. С. Альтшуллера «Теория решения изобретательских задач» уже представляют себе неэкономичность и неэффективность Метода проб и ошибок (МПИО) для работы в области технического изобретательства. Как уже не раз было продемонстрировано на многочисленных примерах технических изобретений, их авторы затрачивали уйму времени, сил и энергии, чтобы прийти к тому же самому результату, который достигается за несоизмеримо меньшее время при целенаправленном применении методов Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 

Однако такая ситуация сложилась не только в сфере техники. Буквально то же самое происходило и до сих пор происходит в сфере бизнеса. Примеры, которые мы приведем в доказательство этого тезиса, взяты не с потолка, а из жизни всем известных крупных компаний. Их лидеры, используя МПИО, находили решения, как говорится, один к одному повторяющие приемы разрешения противоречий и другие методические средства ТРИЗ.

 

В основе успеха подавляющего большинства крупных компаний всегда находилась новая идея - технологическая, организационная или рекламная. Но путь к ней оказывался долгим и тернистым. Можно ли было с помощью ТРИЗ (если бы он в то время существовал) сократить этот путь? На этот вопрос читатель сможет ответить сам, прочитав настоящую статью (Примеры взяты из книги Дж. Минго ?Секреты успеха великих компаний, Санкт-Петербург, Питер-Пресс, 1995г). Но наша цель, конечно, не в том, чтобы показать, какие мы теперь умные (как говорится, задним числом). И не в том, чтобы с помощью ТРИЗ переизобрести идеи и находки бизнесменов, сделавшие их компании процветающими. Наша цель в том, чтобы продемонстрировать читателям, что методика ТРИЗ, первоначально созданная лишь для технических изобретений, успешно применима и в нетехнических областях. А это значит, что и сейчас можно с помощью ТРИЗ найти идеи, могущие ускорить продвижение чьего-нибудь Дела вперед на месяцы, годы, а может быть, и на десятилетия.  Итак, примеры.

«Ридерз дайджест»

Всемирно известный журнал «Ридерз дайджест» теперь выходит и на русском языке. А вообще-то и до этого он имел тираж 28 миллионов, издавался в 170 странах мира на семнадцати языках, и число его читателей превышало 100 миллионов человек.

 

А изобрел дайджест Дэвид Уоллес, который перепробовал много занятий: он был студентом колледжа (но не закончил его), студентом университета (который тоже не закончил), работал в банке, был рассыльным, а когда началась первая мировая война, завербовался в солдаты. Во Франции он, получив ранение и находясь на излечении в госпитале, от нечего делать читал американские журналы. Обилие «воды» и различных литературных излишеств раздражало Уоллеса и, экспериментируя над текстами статей, он пришел к выводу, что без труда способен сократить текст на 75%, не принося ущерба смыслу и языку произведения.

 

Так родилась идея «Ридерз дайджест». В 1922 году Уоллес вместе с женой выпустил первый номер журнала тиражом всего 5 тысяч экземпляров. Но уже к 1929 году тираж журнала достиг 1 млн. 450 тыс. - невероятной по тем временам цифры - и продолжал увеличиваться. Супруги Уоллес стали очень богатыми. Только на благотворительность, образование, религию, искусство и политические организации они пожертвовали больше 100 млн. долларов.

 

Принцип, положенный в основу журнала «Ридерз дайджест», имеет аналогию в ТРИЗ. В приложении к технике он формулируется как принцип непрерывности полезного действия: «Все части объекта должны вести работу все время с полной нагрузкой; должны быть устранены холостые и промежуточные ходы». Для Уоллеса «холостым ходом» было прочтение лишних предложений, ничего не добавляющих к смыслу статьи, то есть этой самой «воды», которая и была выжата. А коммерческий успех пришел потому, что мешала она не только Уоллесу, но и большинству читателей. Найдя скрытую потребность и удовлетворив ее (в полном соответствии с принципами маркетинга), Уоллесы добились успеха.

«Джонсон и Джонсон» - движение к ИКР

Приемы преодоления противоречий - это далеко не единственный методологический инструмент ТРИЗ. Одним из центральных понятий ТРИЗ является понятие ИКР - идеального конечного результата. В одной из формулировок ИКР используется понятие «сам»: действие выполняется само собой. Ну, например, каков идеальный пациент с точки зрения врача? Который сам себя лечит!  - Абсурд! - скажет серьезный читатель. - Тоже мне, нашли принцип: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»

 

А что? Подумайте над этой проблемой! Может быть, вы недалеки от мировой известности. Впрочем, нет... Уже опоздали. Был такой автор - Алес Бомбар. Он разработал теорию выживания для потерпевших кораблекрушение и даже книгу об этом написал – «За бортом по своей воле». Книга эта стала супербестселлером. И, между прочим, он воплотил теорию в жизнь - переплыл на небольшой лодке в одиночку Атлантический океан, причем без воды и еды. Это уже совсем близко к ИКР!

 

Но вернемся к врачу или санитару. Хорошо было бы, чтобы при порезах, ожогах и т. п. больной сам себя перевязывал. И совсем это не смешно, а очень жизненно необходимо. Особенно тем, кто поранился вдали от врачей и другого медперсонала, который мог бы оказать первую помощь. Шутки шутками, но именно так и был изобретен бактерицидный лейкопластырь.

 

В 1920-х годах фирма «Джонсон и Джонсон» уже поставляла медицинские товары самого широкого профиля. Можно сказать, что человечеству повезло с тем, что Жозефина Диксон - жена поставщика ваты для фирмы Джонсонов Эрла Диксона - была молода и неопытна в ведении домашнего хозяйства. На каждом шагу ее подстерегали несчастья: то палец порежет кухонным ножом, то обожжется, схватив раскаленную сковородку. Оказывать первую помощь ее муж Эрл умел - отец и дед были врачами. Но возня с перевязкой требовала много хлопот, а главное присутствия самого Эрла - условие почти невыполнимое, если учесть, что половину его рабочего времени составляли разъезды. Не желая оставлять Жозефину на милость соседей, Эрл решил усовершенствовать процесс перевязки. Он положил на кухонный стол хирургическую ленту шириной в три дюйма липкой стороной вверх, отрезал кусочек марли и приклеил ее в середину. Чтобы повязка не испачкалась, а клей не высох, он закрыл ленту тонкой тканью. Смысл всего этого был в том, что когда миссис Диксон снова поранится, ей понадобится только снять защитную ткань и приложить готовую повязку на поврежденное место. Диксон поделился своей выдумкой с коллегой, а тот посоветовал рассказать о ней менеджеру. Президент Джеймс Джонсон увидел в этом изобретении большое будущее, и корпорация «Джонсон и Джонсон» стала первой фирмой, производящей бактерицидный лейкопластырь.

 

Надо сказать, что Закон движения к ИКР - универсальный закон развития любой системы, необязательно технической. В бизнесе им можно так же успешно пользоваться, как и в технике.

 

Ответ на "японский вызов" с помощью ФСА

 

70-е годы нашего столетия были годами, когда европейской и американской электронной, автомобильной и некоторым другим отраслям промышленности был брошен вызов японскими производителями: они наводнили мировой рынок своими товарами, более дешевыми, но не менее качественными, чем европейские или американские. Большинство стран не нашли достойного ответа на этот вызов и по сей день тенденция захвата, скажем, американского рынка японскими товарами сохраняется. Но в конце тех же семидесятых годов нашлась одна страна, которая дала японским притязаниям достойный ответ. Как вы думаете, какая?

 

Наверное, ответите вы, какой-нибудь из «малых драконов», какая-нибудь Южная Корея или Тайвань, страна с ?азиатским способом производства¦, потогонной системой труда и традиционно низкой заработной платой? Нет, эти страны по качеству продукции в те годы еще не могли соперничать с Японией.

 

Это была... Швейцария. Да, тихая благополучная Швейцария, страна с чуть ли не самым высоким уровнем доходов на душу населения и неспешным традиционным укладом жизни. Японская экспансия очень болезненно затронула традиционную швейцарскую отрасль - производство часов. Наводнив рынок своими дешевыми электронными часами, она стала энергично вытеснять качественные, но дорогие и выглядевшие неуклюжими по сравнению со сверхплоскими японскими, швейцарские часы. Сотни швейцарских компаний обанкротились, оказались проданными другим хозяевам, попали в руки банков, которым были не нужны.

 

Спасителем швейцарской часовой отрасли явился Эрнст Томке, обладатель ученой степени по химии и медицине, занимавшийся исследованиями опухолевых заболеваний, а затем работавший в швейцарском отделении «Бритиш Индастриз», где быстро продвинулся от научного сотрудника до управляющего. Именно ему, памятуя о прежней совместной работе в молодости, президент SMH - одной из крупнейших швейцарских часовых компаний - предложил возглавить компанию и попытаться вытащить ее из глубокой ямы.

 

Перейти на изнурительную работу от зари до зари в умирающую отрасль, о которой он имеет лишь туманное представление? Томке крепко подумал и сказал: «Да». Он пришел в фирму, чтобы, опираясь на свой опыт в маркетинге и исследовательской работе, вдохнуть в компанию новую жизнь.

 

Томке созвал конструкторов и поставил перед ними задачу: разработать дорогостоящие часы толщиной не более 2 миллиметров. Задание Томке инженеры окрестили «белой горячкой», но в конце упомянутого срока они торжественно вручили президенту часы толщиной 1 мм!

 

Не останавливаясь на достигнутом, Томке решил побить изготовителей дешевых цифровых часов на их же территории. Он поставил перед конструкторами новую задачу: создать аналогичные часы себестоимостью меньше 10 швейцарских франков (6,65 доллара). Через две недели конструкторы подошли к нему и вежливо посоветовали обратиться к психиатру. В самом деле - стоимость самого дешевого часового механизма составляла 25 франков, а Томке хотел, чтобы целые часы с корпусом и ремешком стоили 10!

 

Но два конструктора, Жак Мюллер и Элмар Мокк, вызвались попытаться сделать невозможное. Метод, которым они воспользовались, примерно в то же время в России при совершенствовании ТРИЗ получил название Функционально-стоимостного анализа (ФСА). Они поэлементно проанализировали все детали часов, все этапы их производства, на каждом объекте и процессе добиваясь оптимизации процесса и снижения себестоимости. В результате требование Томке было выполнено, причем без ущерба для традиционной швейцарской точности: детали имели допуск 1:500 мм, а пластмассовый корпус был ударопрочным. Понятно, что при таком качестве и низкой цене часы ожидал большой успех.

 

Так японским притязаниям на захват рынка в Швейцарии был дан достойный отпор. И опять-таки, можно упомянуть, что ФСА применим не только в технике, но и в менеджменте и в маркетинге.

 

Копия товара вместо самого товара

 

Первый каталог по продаже товаров появился к конце прошлого столетия и носил название «Каталог Сирза». Вскоре этот каталог объемом в 558 страниц стал непременным атрибутом в быту жителей американской глубинки. В чем была причина его популярности у фермеров и прочих провинциалов? Дело в том, что в те годы большинство фермерских городков имело только один универсальный магазин. Цены на товары, часто низкого качества, безбожно завышались. Хозяева магазинов и посредники платили центы поставщикам товара, а с покупателей драли доллары.

Пересылка же товаров непосредственно покупателям обходилась бы с учетом накладных расходов и достаточной нормы прибыли гораздо дешевле, чем те «торговые надбавки», которые практиковали магазины-монополисты. Но как показать товар покупателю, живущему за сотню, а то и за тысячу миль от производителя?

 

Эту проблему и разрешил «Каталог Сирза», доставивший «образы», «копии» товаров к покупателям, чтобы покупатель мог выбрать тот, который ему подходил.

 

Надо сказать, что провинциальные торговцы были не в восторге от нового вездесущего конкурента. Они бойкотировали те газеты, которые печатали рекламу Сирза, а также предприятия «товары-почтой» Монтгомери Уорда, доставлявшие товары, проданные по «Каталогу». В провинциальных городах они разжигали костры для предания огню «Каталогов Сирза», платя каждому ребенку по десять центов за принесенный каталог. Но прогресс было не остановить. А помог ему (прогрессу) известный в ТРИЗ прием «копия (изображение) объекта вместо самого объекта», который и явился стержневой идеей каталога.

А может быть, обойтись без ТРИЗ?

Здесь внимательный читатель может возразить: ну и в чем здесь изобретение? Взяли да применили маркетинговый принцип: «найти неудовлетворенную потребность и удовлетворить ее», а додуматься сокращать статьи - так ли это трудно? Нетрудно? Ну, что ж - вперед к успеху! Вы ведь этот принцип уже знаете, не так ли? Бросайте это бесполезное чтиво, подумайте часок-другой и становитесь миллионером! Не получается? А почему?

 

Может быть, все потребности уже удовлетворены? Это только в начале или в середине века существовали «неоткрытые» потребности, а сейчас, в конце столетия, все потребности, наверное, давно расхватали? Ну что ж, можно привести пример и «посвежее», из жизни автора настоящей статьи, который первым в городе Новосибирске и чуть ли не первый в стране начал выпускать в начале 1992 года бесплатную газету ?Весь Академгородок¦, распространяемую по почтовым ящикам и имевшую доходы от рекламы. Что, сложная идея? Но в течение двух лет с момента выхода закона, разрешившего каждому выпускать газеты, до этого, по крайней мере в Новосибирске, никто не додумался.

Нет, дело не в недостатке потребностей. Дело в том, что это вообще особенность всех изобретений: когда ты ознакомишься с готовым решением, кажется, что это так просто, иначе и быть не может, это я и сам мог придумать. Но придумывать новое, на самом деле, не так-то просто. Особенно действуя методом проб и ошибок (МПИО). Что же касается теории маркетинга, то автор неоднократно убеждался на собственном опыте, что ее положения служат хорошей иллюстрацией к известной пословице о том, что на каждый хороший совет нужно еще как минимум десять - о том, как его выполнить...

Высказаться по поводу 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001