Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Отзыв о книге "Альтернативный менеджмент"

Первая российская книга по применению философии д-ра Деминга на практике

Владимир Шпер 05.10.05

В 2005 году издательство "Альпина Бизнес Букс" выпустило книгу "Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности". Авторский коллектив состоит из 3-х человек: Фидельмана Г.Н., Дедикова С.В. и Адлера Ю.П. Первые два автора - президент и вице-президент Московского перестраховочного общества - об опыте трансформации которого в соответствии с принципами д-ра Деминга и рассказывается в этой книге. Третий автор - один из наиболее известных и уважаемых российских консультантов в области менеджмента качества. Книга вышла во второй половине года, её тираж - 5000 экз., объем - 186 стр., цена - 229 руб. в Интернет-магазине самого издательства.

Это - первая известная мне книга российских авторов о применении философии доктора Деминга на российском предприятии в современных условиях. Поскольку книг по философии Деминга на русском языке вообще очень мало, книг, в которых предпринята попытка осмысления этой философии  - ещё меньше, а попытки её применения на российских просторах можно пересчитать по пальцам, то ценность этого издания для российских читателей, заинтересованных в возрождении нашей страны, представляется мне неоспоримой.

Книга состоит из авторского предисловия и 5 глав.

В предисловии авторы сформулировали цель книги:

  • системно изложить новый подход к управлению бизнесом;

  • поделиться опытом реализации этого подхода в конкретной организации на протяжении последних 5 лет, включая сделанные находки, открытия, а также возникшие проблемы и допущенные на этом пути ошибки;

  • побудить первых лиц различных компаний вступить на путь нового менеджмента во имя создания в России корпоративной культуры, гарантирующей по мнению авторов конкурентосособность российских компаний на мировых рынках.

Глава 1 называется "Почти Нагорная проповедь об альтернативном менеджменте, или Чем альтернативный менеджмент отличается от традиционного". Из неё читатель узнаёт, что пропагандируемый авторами новый стиль менеджмента назван ими "альтернативным", чтобы подчеркнуть его полное и принципиальное отличие от господствующего традиционного стиля менеджмента. По сути это отличие состоит в том, как традиционный менеджмент (ТМ) и альтернативный менеджмент (АМ) относятся к человеку, работающему в данной организации. Если ТМ рассматривает работников как один из ресурсов, которым надо управлять, причем управлять этим ресурсом в ТМ предлагается с помощью кнута и пряника, то АМ рассматривает работника как сотоварища в борьбе за выживание и процветание, которым не надо управлять, а которому надо помогать, которого надо обучать, и которого надо вовлекать в совместное совершенствование всех процессов в организации. 

АМ отказывается от применения в качестве инструмента управления людьми наказаний и увольнений, отказывается от принципа "Я - начальник, ты -дурак…", отказывается от плана - директивы, отказывается от поиска виновных, и пропагандирует командную работу, поиск системных причин подавляющего большинства проблем, горизонтальную структуру компаний, план как ожидание организации, открытость информационных потоков и взаимное уважение всех ко всем.

Глава 2 называется "Основы философии управления Деминга". В ней из числа 14 известных принципов, составляющих квинтэссенцию философии Деминга, как он сам её понимал, подробно рассмотрены следующие[1]:

  1. Примите новую философию бизнеса (2-й);

  2. Поставьте цель постоянного развития и совершенствования компании (1-й);

  3. Усвойте и учредите лидерство как метод работы менеджеров (7-й).

Наиболее подробно авторами разобран принцип лидерства, причем проведено сравнение различий в подходе к лидерству в ТМ и АМ, а также подробно проанализировано, какими чертами должен обладать лидер, соответствующий новому стилю менеджмента. 

З-я глава книги называется "Бизнес-процессы, которые меняют организацию". В ней, по сути, изложено, как понимается "процессный подход" в Московском перестраховочном обществе (МПО). Другими словами, в этой главе авторы фактически перестают излагать учение Деминга, и начинают рассказывать о своем опыте его применения в конкретной компании. Один из первых выводов, сделанных ими, представляется мне очень важным: первое лицо не должно делегировать кому бы то ни было организацию работ по описанию и совершенствованию бизнес-процессов организации. 

Интересна история развития этого подхода в МПО. Выделенные первоначально по крупным направлениям деятельности бизнес-процессы и созданные путем административного нажима соответствующие команды, проработав достаточно долго зашли в тупик. Выбраться из него МПО помогли семинары г-на Ж. Биссона, который предложил выделять только элементарные бизнес-процессы, цель которых - удовлетворение конкретного запроса потребителя. После этого работа пошла, хотя по некоторым направлениям, как пишут сами авторы, осталось ещё много нерешенных проблем. По ходу дела авторы рассказывают о разных вариантах мотивации лидеров бизнес-процессов, честно описывая варианты, оказавшиеся неудачными на практике. Окончательный к моменту написания книги вариант - выплата вознаграждения только по окончании цикла совершенствования, причем и в тех случаях, когда положительный эффект не был достигнут. В целом в этой главе очень много конкретной информации об ошибках и находках, которыми сопровождалось внедрение процессного подхода в МПО.

Глава 4 называется "Шаги трансформации". Она посвящена почти пятилетнему процессу трансформации МПО. В начале главы приведен календарь основных шагов трансформации, и далее идет подробный рассказ о каждом из этих шагов, снова описывающий не только находки и достижения, но и ошибки, неудачи, неправильные решения и т.п. Лично мне в этой главе наиболее интересными были страницы, где обсуждаются такие проблемы, как преодоление сопротивления переменам, работа с поставщиками, система мотивации персонала, создание системы предложений по совершенствованию процессов. 

Вот, например, замечательное решение проблемы обучения ближнего к первому лицу круга высших менеджеров идеям нового стиля менеджмента: обучение проводилось на заседаниях правления (попробуй не приди!), еженедельно, каждый раз в течение первых двух часов заседания (всего около 150 академических часов!).

Наконец, последняя 5-я глава называется "Не только Деминг". Небольшая по объему, эта глава как бы ещё раз формулирует основные идеи АМ применительно к МПО. Итак: целью бизнеса является общественное благо, на пути к которому попутно (!) происходит удовлетворение собственников, саморазвитие сотрудников, вовлечение в трансформацию поставщиков и т.д. Возникающий на базе такой трансформации новый социум преодолевает, по крайней мере в рамках отдельной компании, классовый антагонизм. Приведена в этой главе и миссия компании (с.167-169). Обсуждается крайне важный вопрос, который, как мне кажется, впервые обсуждается в отечественной литературе по менеджменту качества: как строить отношения с собственником в тех случаях, когда первое лицо, инициирующее трансформацию, не является собственником. 

Наконец, в последнем параграфе 5-й главы обсуждается вопрос связи АМ и глобальной конкурентоспособности российской экономики. Логика авторов в этом параграфе основана на очень простом постулате: в сегодняшнем мире конкурентоспособная экономика базируется на конкурентоспособных организациях. Ситуация нашего недавнего прошлого: сильная страна и неконкурентоспособные предприятия в 21 веке невозможна. 

Далее с позиций конкурентоспособного предприятия, которое авторы называют Т-предприятием, сформулированы требования к окружающей среде, т.е. к внешним условиям, в которых такие предприятия работают. Среди этих требований наличие конкурентной среды, честная налоговая система, независимое правосудие, стабильная демократия, современная система образования, способствующее новым тенденциям трудовое законодательство, система поощрения Т-предприятий. Завершается книга рисунком (с.184), показывающим условия, необходимые, по мнению авторов, для выращивания фирм с глобальной конкурентоспособностью.

Как обычно, не бывает отзывов, в которых бы не отмечались те или иные недостатки. Я вижу только один глобальный недостаток данной книги: она написана очень небрежно с точки зрения русского языка. Авторы как бы так торопились высказаться, что не дали себе труда тщательно облачить свои мысли в соответствующие фразы[2]. Чтобы меня не обвинили в голословности, приведу парочку примеров:

"В 2000 году мы концептуально создали желаемый образ будущего - 2010 год" (2-й абзац Предисловия, с.5).

"Четвертый признак - горизонтальная." (с.56) и т.п. Остальные замечания по стилю языка я надеюсь передать авторам в рабочем порядке.

Лично мне не понравилось отсутствие списка литературы: цитаты из многочисленных источников разбросаны по тексту, но точных названий книг нет. Мне кажется, что такой список в этой книге был бы более, чем уместен. Последователи АМ, а я надеюсь, что они найдутся, могли бы просто брать его за основу для проведения обучения высшего руководства и собственников бизнеса. Не все термины, используемые авторами, объяснены в тексте: например, мне лично неизвестно, кто такой андеррайтер?

Стоит отметить, что не со всеми тезисами авторов я согласен. Например, следующее утверждение: "На наш взгляд, слово "качество" исторически сыграло негативную роль в отношении новых подходов к управлению и всего того, что помогает выжить (с.50-51)" мне представляется просто неверным, хотя идущие после этой фразы ссылки на формальность систем качества, соответствующих стандартам ИСО 9000, вполне правомерны. Есть и другие весьма спорные утверждения авторов, не нравится мне и само название "Альтернативный менеджмент", но я не могу считать все это недостатками - в конце концов у всех свое мнение по обсуждаемым проблемам.

Поэтому в целом я считаю факт появления данной книги знаковым явлением. Что ни говори, а с 1999 по 2005 год компании, о которой рассказано в книге, удавалось ежегодно удваивать свой бизнес. Теперь мы можем говорить не только об изучении трудов Деминга на просторах бывшего СССР, но и обсуждать реальные шаги по проникновению этой идеологии в головы российских менеджеров, ибо, по-прежнему, все проблемы России, на мой взгляд, связаны с разрухой в головах. Мне представляется, что необходимо выразить нашу признательность авторам за вложенный в эту книгу труд, и пожелать им успехов на нелегком пути дальнейшей трансформации. 


[1] Формулировку принципов и их нумерацию я даю по тексту книги (см. стр.53).

[2] М.б. этот упрек, по крайней мере частично, надо адресовать издательству?

Вернуться в библиотеку

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001