Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Когда анализ нужен...

Сергей Чесноков, ред. Андрей Саранцев («Рынок Ценных Бумаг») 09.1998.

Интерес к анализу документов определяется многими факторами. Опыт использования пакета ДА-система.

Документы возникают и уходят, чтобы уступить место новым. Массивы документов таят полезную информацию. Выжать из нее пользу без технологий, ориентированных на работу с документами малореально. Легче, если есть налаженный документооборот, но это – еще не всё. Аналитическая работа в режиме конвейера требует постановки задач и выбора инструментов для их решения. Пакет “ДА-система” фирмы Контекст обеспечивает анализ структурированных документов (анкет, карточек, клиентских счетов, форм отчётности) в среде Windows 95 и Windows NT.

Бывает, что анализ ни к чему

Кто же отрицает полезность анализа? Тем не менее два-три года назад ответственные сотрудники крупнейших финансовых компаний считали, что аналитическая служба менее эффективна, чем умный эксперт, который в курсе событий и знает, “что - почем”. Когда деньги грузят бочками, а успех определяется исключительно связями, знанием ключевых фигур и “тайн мадридского двора”, анализ документооборота не актуален. Но “клондайк” рано или поздно кончается, и поэтому возможность стабильной аналитической работы с информацией всё больше привлекает внимание менеджеров. Новые обстоятельства меняют привычки, заставляя применять инструменты, которые вчера казались просто ненужными.

“Все на выборы”

Политические факторы включились в дело раньше экономических. Когда борьба за власть соединилась с борьбой за электорат, стало понятно, что без опросов населения штабы кандидатов как без рук. Во время президентской кампании 1996 года столбики гистограмм “За” и “Против” каждую неделю волновали зрителей ТВ, а тех, кто планировал кампанию, волновали более тонкие вопросы. В марте того года, за три месяца до выборов, электорат Лебедя был вдвое меньше, чем у Ельцина – примерно 6,5% против 13%. Но потенциал кандидата измеряется еще и так называемым “широким электоратом”, - теми, кто готов голосовать за него если не в первую, то во вторую или третью очередь. С помощью ДА-системы было показано, что в этом Лебедь не уступал Ельцину – широкий электорат у обоих был примерно одинаков – около 20% с небольшим преимуществом у Лебедя (Журнал “Эксперт”, №13, 1996, стр. 6-7). Еще пример. На выборах мэра в одном из городов России штаб кандидата, пользуясь ДА-системой, определил, что вести предвыборную кампанию нужно с расчетом на избирателей с высшим образованием в возрасте от 20 до 35 лет, со средним образованием в возрасте от 20 до 49 лет и с образованием ниже среднего в возрасте от 80 лет и старше. Возрастные границы были не “взяты с потолка”, а вычислены исходя из того, чтобы в каждой группе было более 50% потенциально активных избирателей, которые еще не приняли окончательного решения, за кого голосовать. Вкус к власти стимулирует интерес к нетривиальному анализу.

Покупателями приходится интересоваться

Если покупатель может выбирать, он рано или поздно заставит производителей товаров и услуг интересоваться его предпочтениями. В компаниях этим уже начинают заниматься на практическом уровне. Вот простая задача, где анализируемыми документами служат регистрационные талоны клиентов супермаркета, которые заполняются на выходе из магазина. ДА-система позволила определить, кто из трех крупнейших поставщиков A, B, C пользуется наибольшим успехом у покупателей. Безусловным лидером оказалась фирма C, затем A, и лишь потом –B, причем чаще всего вместе в одной корзине оказываются товары фирм A и C (40%), менее часто товары фирм B и C (33%) и только в 11% корзин оказываются вместе товары фирм A и B. Результаты позволили минимизировать время, которое клиенты тратят на поиск нужных товаров, расположив вдоль типичного маршрута покупателя товары фирм в таком порядке: сначала C, затем A, и непосредственно перед кассовыми аппаратами - B.

Когда клиенту тоже нужно расти

Страховой бизнес это не только предложение страховых услуг, это еще и культура цивилизованного планирования жизни. В нашей стране она только-только зарождается, - говорит Андрей Евгеньевич Бабаев, консультант отдела по работе с клиентами страховой компании “Народный Резерв”. - Мы использовали ДА-систему для анализа настроений потенциальных клиентов. Результаты подтвердили, что страхование, этот необходимый «у них» в повседневной жизни среднего класса продукт, в России пока далек от потребителя. Проведенный с помощью ДА-системы анализ отчетливо показал, что в большинстве случаев выполняется правило: кто имеет страховку, тот и интересуется страхованием. Попутно выяснилось, что страховку имеют всего 14% опрошенных. Спрашивать об отношении к тому, чего люди не знают  – не рационально. Имея достаточно высокую позицию в рейтинге страховых компаний РФ, мы приняли решение вкладывать средства в информирование потенциальных клиентов не только об услугах нашей компании, но и о страховании вообще, развивая одновременно эффективную имиджевую рекламу. На очереди – более детальный анализ эффективности этих вложений.

Кто больше всех нуждается в пластиковых карточках?

Конкуренция в предоставлении банковских услуг вынуждает банки анализировать своих клиентов. Документы с данными о корпоративных клиентах нужны для учета и контроля. В одном из московских коммерческих банков дополнительно проанализировали их, чтобы узнать из каких сфер деятельности ждать наибольшего притока клиентов по пластиковым карточкам. ДА-система нашла эти сферы: розничная торговля, оптовая торговля, и строительно-монтажные работы. Информация о том, что эти три направления покроют 65% ожидаемого прироста корпоративных пользователей пластиковых карточек, была использована при планировании пакета банковских услуг.

Много работающих – много проблем

Новолипецкий металлургический комбинат стал пользователем ДА-системы из-за кадровых проблем. Многотысячный коллектив. Социальная служба проводит обследования одно за другим. Сотрудники, работающие с анкетами, без ДА-системы тратили бы значительно больше времени на рутинную работу и анализ. Мотивация на использование системы простая: оперативность при принятии кадровых решений снижает производственные потери.

Мониторинг правил на финансовом рынке

Правила краткосрочного прогноза котировок, действующие на финансовом рынке, рождаются, живут и умирают. Надежные правила типа “если сегодня случилось то-то и то-то, а вчера (позавчера) было то-то и то-то, завтра жди такого-то развитие событий, а не другого”, безусловно, не могут охватить все секторы рынка и существовать вечно. Но оценки, проведенные с помощью ДА-системы, показывают, что в среднем не менее 25% событий на рынке поддаются устойчивому прогнозу. Для участника рынка владение надежными краткосрочными прогнозами  - это дополнительный шанс на успех. Так, с начала 1993 года до октября 1995 года на фьючерсном рынке России действовали довольно простые и устойчивые закономерности, найденные с помощью ДА-системы. Например, “если во вторник (или в среду) курс доллара падает, то на следующий день фьючерсные котировки тоже должны снизиться”. Или: “если в понедельник наличный доллар и фьючерсные котировки растут, то во вторник следует ожидать дальнейшего роста фьючерсов”. Эти и некоторые им подобные прогнозные правила выполнялись с вероятностью 0.7-0.9 и позволяли получать прибыль от спекулятивной игры, превышающую 1000% годовых. К концу 1995 года закономерности на фьючерсном рынке стали меняться…(Журнал “Эксперт”, №7 от 19 февраля 1996 года, стр 54). ДА-система позволяет вести поиск и мониторинг правил прогнозирования пока только в масштабе часов и дней, но, к сожалению, не минут и секунд. Однако, совершенствование технологии это вопрос времени.

Если летчику грозит увольнение…

В медицинской клинике основной документ – медицинская карта, история болезни пациента. Современные аппараты ультразвуковой диагностики ведущих мировых фирм Toshiba и Aloka упростили и сделали более эффективными периодические медицинские проверки летного состава гражданской авиации. Но вот проблема: при обследовании почек даже врач, обнаружив определенный симптом, может интерпретировать его двояко. Ошибка в ту и другую сторону стоит дорого: она может сломать судьбу специалиста либо подвергнуть риску жизнь пассажиров. Итоги обследований содержат информацию, которая могла бы помочь устранить опасность ошибки, но как ее использовать, было неясно. На кафедре ультразвуковой диагностики Российской Медицинской Академии был проведен анализ документов с данными обследований летного состава. При помощи ДА-системы удалось обнаружить точное правило, которое позволяет установить верный диагноз. Были вычислены границы, в которых должны находиться характеристики почки, чтобы можно было сказать, что диагноз именно такой, а не другой. Во всех случаев, наблюдавшихся в клинике, когда это правило можно было применить (а их было 38), оно подтверждалось стопроцентно, без ошибки, и объясняло более 80% всех случаев с данным диагнозом.

Лекарства можно назначать более точно

В современных медицинских клиниках проблема документооборота это прежде всего проблема ведения электронной истории болезни пациента. Больному важно то, что происходит с ним лично, и, как правило, безразлично, будет его опыт учтен когда-нибудь потом, или нет: как говорится, “не до того”. Но и пациенту и врачу важно, чтобы в данном конкретном случае был учтен опыт, полученный при лечении других больных. Тысячи людей обращаются в клинику и своей судьбой формируют клинический опыт, значительная часть которого без современных средств анализа “уходит в отвалы”. По этой причине связь документооборота с анализом в медицине теснее, чем может показаться на первый взгляд. В одной из московских клиник анализировались истории болезни женщин, страдающих от неприятных последствий, связанных с достижением определенного возраста, когда в организме женщины происходят сложные и необратимые изменения. Анализ был инициирован фармакологической компанией, производящей гормональные препараты, используемые в таких случаях. Правила, найденные с помощью ДА-системы, прояснили связь между действием препаратов и заболеваниями, перенесенными женщиной до лечения. В результате фирма приобрела дополнительные знания об особенностях производимых ею препаратов, а клиника получила возможность более точно учитывать показания и противопоказания при назначении этих препаратов своим пациенткам.

Документооборот и анализ – две стороны одной медали

От налаженного документооборота до анализа – один шаг. Делать его трудно, а не делать – опасно.

Высказаться

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001