Анастасия Джмухадзе, журнал "Секрет
фирмы", N 24
за
2007 г
.
Дитрих Матешитц родился в
1944 году, окончил венский Институт мировой
экономики. Занимался продвижением пасты
Blendax в компании Procter & Gamble, пока в 1987
году не основал совместно с тайскими
партнерами 000 Red Bull. Владеет командами
Формулы-1 и NASCAR, зальцбургским футбольным
клубом. В 2007 году в рейтинге самых богатых
людей мира Forbes занял 287 место.
"Для меня слова „коммерция"
не существует",- говорит основатель
компании Red Bull австриец Дитрих Матешитц.
Шестидесятитрехлетний миллиардер
утверждает, что не верит в университетские
догмы о максимизации прибыли как главной
цели бизнеса. «До максимума нужно доводить
креативность, увлеченность и самоотдачу»,-
считает он.
Увлеченность самого Матешитца
под стать продукту, который он выпускает.
Несмотря на возраст, сфера его увлечений —
спорт, и особенно — спорт экстремальный.
Коммерциализируя свои увлечения, Матешитц
не только потакает им, но и создает
эффективные инструменты продвижения
бизнеса.
Создатель всемирно известного
энергетического напитка утверждает, что
заранее был уверен в успехе своего продукта.
В 1982 он разработал напиток с таурином, а в
1987 вышел с ним на европейский рынок под маркой
Red Bull. «Такие молодые марки как Red Bull и Starbucks (создан
в том же году.— СФ) полностью перекроили
основы маркетинга»,— говорит Нэнси Коэн,
профессор делового администрирования
Гарвардской бизнес-школы.— Red Bull построил
брэнд, не делая ставку на массмаркетинговые
кампании. Возможно, обязательные
инструменты сегодня не так уж и обязательны».
В конце мая этого года Red Bull
запустил в интернете акцию: любой желающий
может украсить машины команды Формулы-1,
которая принадлежит компании, своей
фотографией. Для этого достаточно кликнуть
на размещенную на сайте трехмерную модель
— и пользователь забронирует понравившийся
кусочек. Далее остается загрузить
фотографию — и она появится не только на
странице, но и на самом болиде, вместе с
подписью владельца. По расчетам компании, к
началу гран-при 8 июля свои снимки разместят
не менее 50 тыс. человек: уже сейчас на
гоночных машинах практически не осталось
свободного места.
Болиды появились у Red Bull по
случаю. Компания приобрела в 2004 году у
компании Ford команду Формулы-1 за смехотворную
сумму $1. Событие быстро стало сенсацией.
Правда, Матешитцу пришлось взять на себя
обязательства вложить в команду $400 млн за
три сезона. О чем он, правда, не жалеет.
Благодаря череде вложений в экстрим Red Bull
остается ньюсмейкером, поддерживая и
создавая новые спортивные мероприятия. Так
в 2003 году вместе с венгром Петером Бешеным,
многократным чемпионом мира по высшему
пилотажу, Матешитц организовал Red Bull Air Race
— гонку на спортивных самолетах, уже в
следующем году превратившуюся в мировую
серию.
История Red Bull—история покупки
команд и клубов. В 2005 году это был переименованный
в Red Bull клуб австрийской футбольной бундес-лиги
«Зальцбург», через год — приобретенный за
$100 млн нью-йоркский MetroStars, который также
сразу сменил название. В 2006 дебютировала
команда Red Bull на гонках NASCAR, где каждая из
двух вошедших в команду машин требует
инвестиций порядка S20 млн. в год. По
сравнению с этим другие проекты, например,
соревнования по base-прыжкам и ВМХ-гонкам кажутся
менее заметными, но, как считает Матешитц,
они не менее важны. Потому что вполне
соответствуют как сущности брэнда, так и
душе его создателя.
Высказаться
|