Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Выпуск восьмой (8)

Бережливое производство не равно Lean Production

ВСЕ ВЫПУСКИ ШКОЛЫ ЗЛОСЛОВЬЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

Елена Маркушина, 09.09.2009. Зеркало блога. Материал тут.

Сегодня одна из моих коллег посетила вебинар громко звучащей консалтинговой компании на тему "Внедрение Бережливого Производства. Методика Дэнниса Хоббса". Ее эмоциональный рассказ напомнил мне эпизод статьи из последнего номера "Секрета фирмы":

"В прошлые времена девелоперы считали, что рынок растет благодаря их мозгам. А он рос сам по себе",— признает Теряев. Теперь в Rodex Group, которая включает в себя также производственные активы, вспомнили о принципах бережливого производства. Например, компания купила в разгар кризиса мобильный бетонный завод за $500 тыс., который попеременно работает на шести ее проектах в Подмосковье. В чем экономия? "Раньше приезжал с завода миксер, например, с четырьмя кубами цемента. Три с половиной куба выливали в фундамент, а полкуба оставалось. Начинали изобретать, куда же его деть,— описывает дилемму Теряев.— В итоге выливали туда, где он, может, только через полгода понадобится. А деньги заморожены".

Раньше я удивлялась, откуда берутся в головах изучающих lean такие фривольные его трактовки. Сегодня я узнала, что этому способствуют... консультанты. Только совсем недавно, размахивая трудами Майкла Портера перед генеральными директорами, мы преодолели (хочется верить) повсеместную установку "целью бизнеса является прибыль" (прибыль - побочный эффект от успешно реализованной верной стратегии), и вот снова-здорово. Теперь неизвестно, сколько сил придется потратить на разъяснения и переобучение.

Бережливое производство от консультантов недеминговской школы и Lean Production - совершенно разные вещи. Коллега, когда поняла, что речь на вебинаре идет не о том, попросила договориться об определениях, и ведущий... пошел искать определение среди цитат Таичи Оно - отца TPS (производственной системы Тойоты). Он даже его почти нашел, но...

Наших курсистов мы муштруем так, чтобы они среди ночи могли проснуться и сказать определение Lean: "Бережливое производство - это кастомизированный поток вытягивания ценности для потребителя". И ключевое слово кастомизированный. Бережливое производство - это не экономия / бережливость / рачительность или что еще. Снижение потерь, удешевление и экономия - это следствия из него. Следствия из процесса и сам процесс - не одно и то же.

Бережливое производство - это альтернатива массовому производству, принципиально новая, революционная парадигма, для умов большинства производственников пока непостижимая. Для них еще делать большими партиями дешевле, чем поштучно. Цена единицы продукции при массовом производстве ниже. И его радетели не могут понять, как можно выпустить 2 машины, переналадить, 5 машин, переналадить, 3 машины, и все они, будучи разными, будут исключительного качества и дешевле, чем если бы их выпускали на потоке Форда по 5 000 штук каждой.

Но консультанты ни слова не скажут вам о кризисе массового производства, и вы скоро поймете почему.

Во главу угла системы Lean (в ее неиспорченном виде) поставлен Потребитель. Последователи Lean осознают, что в их карманах, как и в карманах их работодателей, лежат деньги покупателей/потребителей/клиентов. И, в конечном счете, это клиент голосует большим пальцем на кошельке - вниз или вверх. Если клиент хочет 5 штук красных, и 3 зеленых завтра, а есть только черные, то надо дать 5 красных и 3 зеленых. Хотели схитрить, положили на склад всех цветов по паре на всякий случай? Но клиенту-то надо не два по два, ему надо пять и три. И завтра. Как его удовлетворить и остаться в выигрыше? Ответом на этот социально-экономический вызов всеобщей кастомизации спроса и стала методология Lean Production.

Когда Оно говорил: «Следовать Lean – это доставлять клиенту то, что он хочет, сколько хочет и когда хочет», он имел ввиду вовсе не то, что повторяют тут и там с такой пугающей частотой. В системе ценностей создателей Lean - инструмент обеспечения клиенториентированности фирмы.

Ирония состоит в том, что словосочетание "бережливое производство" появилось с согласия нашего научного патрона Юрия Павловича Адлера. Издательство "Альпина Бизнес Букс" готовило к печати перевод книги Вумека и Джонса. Прямого перевода слова Lean нет, поэтому выбирали между словами "рачительный", "тощий", "скудный". В России потребитель знаний склонен к упрощениям, буквальному пониманию, подмене понятий, поэтому уступки издателям - тупиковый путь эволюции. Слово Lean не нужно было переводить. В нашей компании словосочетание "бережливое производство" по отношению к материнской идее запрещено. Мы говорим "лин" или "лин-продакшн". Сказать "бережливое" допустимо лишь к тем случаям, когда перед нами российская "адаптированная" версия методологии. Интересно, что стало бы со словом "офис" если бы над ним потрудились переводчики.

Когда в Альпине готовилась к выходу книга "Импрувмент. Управление изменениями, нацеленное на развитие", нам настойчиво предлагали перевести термин improvement на русский язык. Так как наши мотивы были замешаны не на честолюбии, договор был расторгнут, а книга вышла в другом издательстве. Почему в русском языке не нашлось адекватного синонима слову improvement объясняется в одной из первых глав.

Чтобы опошлить идею Lean, достаточно убрать из этой симфонии всего два голоса.

- Первый – голос Потребителя. Не вспоминайте о клиенте, не применяйте QFD (структурирование функции качества), уничтожьте маркетинг, заткните уши – все, добыча для горе-консультантов готова.

- Второй голос – голос Деминга*. Ограничьтесь математикой, подвигайте станки, урежьте финансирование, не вспоминайте 14 пунктов, игнорируйте импрувмент и культурный аспект – вот вы и внедрили «бережливое» производство. Сэкономленное унесли консультанты.

Однако странно, скажете вы. Книгу Вумека и Джонса «Бережливое производство» все читали. Допустим, не все поняли. Но зачем консультантам такие подмены Бабеля на Бебеля?

Потому что целью деятельности консультантов является выживание, заработок. Если бы они действительно хотели вашего процветания, то взяли бы на себя и часть ответственности за это и прожили бы вместе с вами (а не рядом с вами) годик-два. Агитировать собственников за клиенториентированность – дело недоходное. Собственники понимают только цифры. Вложил дулю – получил пригоршню – вот и все устремления. Следовательно, чтобы зарабатывать на модной идее, надо, не касаясь больных зон (маркетинг, клиентов, качество управления и т.д.) того, кто платит, показать ему, как можно вкладывать меньше, а получать больше. Устранение муда в такой системе координат будет равно борьбе с бездорожьем и разгильдяйством, капающим краном и слитым в канаву лишним бетоном.

И перестраивают фабрики, не догадываясь о том, насколько внедрение Lean затратная штука. Дают гарантии ключевым клиентам, руководствуясь только предположением о том, что поставщики умеют работать по системе "Точно вовремя". Начинают строить заводы ("изначально бережливые"), не имея перед собой не то, что выверенной цифры (см. Голдратта), а даже внятного финансового менеджмента в компании. Сюда же одновременно тянут за уши ISO 9000 и экологические инициативы. Высвобождают время сотрудников, не объяснив им, чем простой отличается от ожидания. Внедряют 5S из-под палки, не особо тревожась из-за отсутствия упорядочения в системе менеджмента. Внедряют ISO 9000 (стандарт нельзя внедрить, ему можно соответствовать), по дороге упоминая кайдзен. И т.д и т.п.

Элияху Голдрат. Цель - процесс непрерывного совершенствованияПугает не дремучесть нашего отставания (незнание чего-то не порок, было бы желание узнать), ужасают универсальность, неистребимость и непобедимость русской национальной традиции непременно испортить рецептуру любой чужой идеи, даже не попробовав ее на вкус в первозданном виде. В этом мы являемся полной противоположностью японцам, которые собирают по миру плохо лежащие и не оцененные идеи и делают из них первоклассные вещи. Мы берем первоклассные вещи и… Соедините это с американским искусством проповедовать (в России говорят «впаривать») и вы получите гремучий коктейль "А-ля Хоббс".

Поэтому, когда вы вступаете в диалог с кем бы то ни было на тему Lean, попросите его дать определение, как он понимает то, о чем говорит. И сразу подписывайте чек, если услышите:

"Бережливое производство – научно и математически обоснованный подход организации производства продукции за сумму отрезков времени, добавляющих ценность и необходимых для изменения формы, размера или функции продукта. Основная задача – балансировка ресурсов для увеличения производительности".

Ибо сказано: "Самое дорогое на свете - это глупость, за нее дороже всего приходится платить".

* См. также книгу Генри Нива "Пространство доктора Деминга"

Материал связан со страницами:

Высказаться 

Перейти на блог

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001