Инновации,
карьера, знания и утечка умов по
Петру Щедровицкому
Сын Георгия Щедровицкого - Петр (педагог по
образованию) покинул
свой пост зам. г.д. корпорации "Росатом",
оставив за собой роль советника
руководителя госкорпорации Сергея
Кириенко. В конце марта 2011 г. П.Г.
Щедровицкий дал интервью редактору E-xecutive
Анне Солдатовой почему-то под заголовком
Петр Щедровицкий: «Бегство умов»
из России будет только расти»
В силу огромной территории страны и
сильной рассредоточенности населения,
климатических и иных проблем,
конкурентоспособную экономику можно
создать, только построив инновационную
систему. Многие проблемы инновационной
деятельности лежат в области человеческого
сознания, мышления, навыков, стремления к
изменению своей обыденной жизни.
Заместитель генерального директора
Госкорпорации «Росатом» по
стратегическому развитию Петр
Щедровицкий с оптимизмом смотрит на
инновационное будущее России. В своей
беседе с E-xecutive Петр рассказывает о том,
как должна строиться современная система
образования, почему «умы» бегут из страны и
чем это обернется в будущем, как
модернизация процессов образования
сказывается на современном обществе.
E-xecutive:
Вы окончили Московский
государственный педагогический институт
им. В. И. Ленина по специальности «преподаватель
педагогики и психологии». Что привело вас в
атомную отрасль?
Петр Щедровицкий: Вопрос, с одной
стороны, правильный, с другой стороны, для
нашей сегодняшней ситуации совершенно
бессмысленный, потому что роль формального
образования играет все меньшую роль в
формировании человеческих компетенций.
Система образования должна
рассматриваться как сфера обращения и
использования знаний. Что делало раньше и
что пытается сделать сегодня
образовательное учреждение? – оно пытается
передать человеку такой набор знаний,
который он смог бы употребить в
практической деятельности. Если вы
спросите кого-то из сегодняшних
реформаторов, методологов или дидактов, в
чем состоит основная задача образования
сегодня, то они скажут: «Реализовать
компетентностный подход». То есть
перевести образовательные технологии в
такой вид, который мог бы формировать у
людей компетенции или способность
действовать в меняющихся обстоятельствах.
Это не может быть достигнуто увеличением
«горловых часов», направленных на передачу
некой информации и сведений, которые в
будущем человек в своей жизни никогда не
использует.
Если мы посмотрим, что произошло за
последние 100-150 лет с системой производства,
обращения и использования знаний, то увидим,
что в этой сфере произошли, по крайней мере,
две революции:
– первая связана с развитием средств
массовой информации (СМИ). Если мы посмотрим
на статистику, то увидим, что, чем более
развита страна, тем больше информации и
знаний человек получает из СМИ, а не из
системы традиционного формального
образования. В развитых странах подобная
ситуация достигает соотношения 80% - 20%.
– вторая революция связана с
формированием сферы параллельного
образования в форме обучающего
консультирования и различных тренингов.
Человек чувствует себя неудовлетворенным
качеством тех знаний, которые ему передают
в формальных образовательных институтах, и
он обращается к другим типам знаний. Речь
идет не о научном и теоретическом, а об
опытном знании, основанном на практике.
Возникают «кейсы» как основной инструмент
передачи опыта деятельности в процессе
обучения. В развитых индустриальных
странах объем рынка тренингов по масштабам
финансирования и обращения к ним
потребителя сопоставим с традиционным
институтом образования.
Сегодня мы можем достаточно четко сказать,
что прямая связь между системой подготовки
кадров, институционным образованием и
трудоустройством разорвалась. Мне в
некотором смысле повезло. Я поступил в
Ленинский педагогический институт на
факультет педагогики и психологии в
героический момент его формирования.
Группа преподавателей решила создать новое
направление, это была интервенция
психологов в педагогическую сферу. Любой
проект такого типа требует от студентов
более активного участия. С третьего курса я
возглавил студенческое научное общество, и
мы участвовали в проектах и исследованиях.
Условием получения хорошего образования
является активность в процессе обучения со
стороны студента.
E-xecutive: Как модернизация процессов
образования сказывается на современном
обществе?
П.Щ.: Я недавно прочитал очень
интересную статистику. Средний цикл жизни «звездных»
специалистов (людей, которые создают
добавочную стоимость и привносят в
компанию креативный потенциал) в сфере
информационно-коммуникационных технологий
в США в 2001 году составил 13 месяцев. По мере
формирования инновационной экономики в
России процессы кадровой мобильности также
ускорятся. Резко сократится длительность
работы топ-менеджеров на одном месте.
Современный специалист начинает
передвигаться по карьерной лестнице между
отраслями; в крупных транснациональных
компаниях его перекидывают из одного
регионального офиса в другой.
Принудительный процесс ротаций – это одно
из основных условий современной кадровой
политики.
Человек должен менять место работы, он
должен уметь смотреть на важные вопросы с
разных позиций, разных сторон, понимать
разные культуры и типы рынков. И это
основное условие его содержательного
инициативного отношения к жизни.
Я следую этой логике и не занимаюсь
никакими проектами дольше определенного
времени. В среднем на проект уходит пять-семь
лет, после чего я меняю место работы и
начинаю заниматься другим.
E-xecutive: Что есть для вас
инновационная система?
П.Щ.: Инновационная система – это
перенос центра тяжести с генерации знания
на процессы его употребления. Поэтому
главное – это не придумывание новых знаний,
а их использование. Научные открытия
происходят по всему миру. Часть из них
благополучно исчезает либо за счет скупки
патентов, либо за счет того, что сейчас в
силу разных причин их невозможно
реализовать. Ученый придумывает знания. А
инноватор – это тот, кто обеспечивает их
реализацию и употребление в практике.
Человек так устроен, что не хочет применять
новые знания. Он не хочет менять свою жизнь
и стремится сохранить тот образ жизни, тот
способ деятельности, к которому привык.
Поэтому все проблемы инновационной
деятельности лежат в области человеческого
сознания, мышления, навыков, стремления к
изменению своей обыденной жизни.
Менделеев еще 100 лет назад писал, что
Россия в силу огромной территории страны,
малости населения и климатических проблем
может выстроить конкурентоспособную
экономику, только создав инновационную
систему.
E-xecutive: Насколько Россия отстает от
европейских стран в инновационном курсе?
П.Щ.: Существует много различных
формальных критериев, которые призваны
отвечать на ваш вопрос. Каждый из них
схватывает только одну грань
функционирования и развития
инновационного процесса.
Доля НИОКРа (научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы) в
инновационных затратах в России
существенно ниже, чем, скажем, в Голландии. У
нас примерно 17%, а у них около 60%. У нас в
последние годы растут затраты на
модернизацию производства, закупку нового
оборудования и др. Это и понятно, ведь мы 20
лет не модернизировали свое производство,
сейчас этот процесс ускорился, закупки
оборудования выросли. Поэтому, если
поставить себя на место руководителя
предприятия и спросить, что вы будете
делать: покупать НИОКРы или
модернизировать технологию и создавать
удобные рабочие места, - то вы получите
очевидный ответ - конечно, второе.
Вместе с тем, до трети мировых изобретений
делают русские. Это могут быть американские,
голландские и даже китайские русские, но
факт остается фактом – в тот момент, когда
страна «взорвалась» и выплеснула из себя
вслед за несколькими другими поколениями
третью волну эмиграции, люди разъехались по
всему миру, и свои умственные способности
начали реализовывать в других местах.
Хорошо это или плохо для страны? Если им
создадут благоприятные условия для работы
здесь, эти «умы» через несколько лет могут
вернуться уже с совершенно другим объемом
знаний и пониманием. За эти годы они
получили новый опыт, новые компетенции,
встроенность в мировую систему научной и
инновационной кооперации.
E-xecutive: А как снизить «бегство умов»?
П.Щ.: В ближайшее время оно будет расти.
Есть две неуловимых материи: деньги и люди.
Поскольку рабовладение у нас не
практикуется как тип классовых отношений,
то человек имеет право жить и работать там,
где ему нравится.
Я работаю за столом, и мне для работы
ничего, кроме бумаги и компьютера, не нужно.
А кому-то нужны исследовательские
установки или устойчивая система
финансирования экспериментов. И, конечно,
человек поедет туда, где все эти условия для
работы есть, где есть необходимые
инфраструктурные возможности. И тут нет
ничего странного. Важно понимать, что мы
можем считать сегодня ключевыми условиями
интеллектуальной деятельности?
E-xecutive: К примеру, оборудование,
обеспечивающее основу функционирования
системы …
П.Щ.: … да, а еще человеку нужно, чтобы,
например, школа для детей была в 10-15-минутной
и, лучше, пешеходной доступности. Чтобы в
городе было больше «зелени» и меньше
автомобильных пробок. И все потребности в
комфортном рабочем месте меркнут по
сравнению с удобствами быта. Ни для кого не
секрет, что на сегодняшний день Москва –
самый дорогой и самый некомфортный
мегаполис мира. Принятие решений о выборе
места для жизни и работы происходит по
большой совокупности факторов, среди
которых уровень финансирования, наличие
технических установок – важный и иногда
необходимый для определенных видов
деятельности, но совершенно недостаточный
для окончательного решения фактор.
E-xecutive: Чему отдавать приоритет
сегодня?
П.Щ.: Тем сферам, где сейчас находятся
прорывные зоны. Это, прежде всего:
– городская среда обитания;
– социальный и человеческий капитал;
– новое рабочее место, которое дает
удобство и мобильность, формирует новую
реальность коллективного творчества.
Каждая из этих сфер создает новый сектор
потребительских услуг.
Сейчас идет очень быстрый процесс
изменения потребительских свойств вещей и
среды обитания. Если вы угадали изменение
потребительских ожиданий, вы напали на
инновационный след. И только после этого
вам становятся нужны те или иные
технологические решения.
E-xecutive: Госкорпорация «Росатом»
объединила профильные образовательные
организации, готовящие специалистов для
атомной отрасли, в «Российский ядерный
инновационный консорциум» (РЯИК). В чем
цель консорциума?
П.Щ.: Это была инициатива вузов,
связанная с функционированием
современного рынка подготовки кадров.
За последние 50 лет стандарт подготовки
инженеров значительно изменился. Если
раньше 90% внимания уделялось технической
компетенции, а 10% - всем остальным:
культурным, языковым, коммуникационным,
умению работать в команде…. то сейчас все
наоборот. И, конечно, в этой связи сейчас
придется перестраивать всю систему
образования в вузах, существующую с
советских времен: вводить туда активные
методы обучения, кейсы, тренинги по
коммуникациям, командообразованию и работе
в коллективе, менять соотношения между
лекционными часами и самоподготовкой,
масштаб языковой подготовки и пр. Ведь это
как раз те основные проблемы, с которыми
выпускник сталкивается в реальности. И наша
задача – подготовить его к этому. В этом
плане огромный вызов сейчас направлен
именно на систему образования и подготовки
кадров. Что касается инженерной подготовки,
то подлинная революция в этой области
связана с распространением методологии
управления полным жизненным циклом сложных
технологических и технических систем.
Та проблема, с которой столкнутся вузы в
течение ближайших пяти лет – это
катастрофический дефицит преподавателей и
студентов. Причем, это связанные процессы:
если вуз не может обеспечить качественного
преподавания – а борьба за качественные
преподавательские ресурсы будет идти на
глобальном уровне – то умный студент не
пойдет туда учиться. Поэтому дальше
начинается понятная деградация. Ведь как
только падает уровень студентов, падает
качество дипломов. Поэтому я думаю, что в
ближайшем будущем от 30% до 50% современных
вузов либо просто умрет, либо сольется с
другими, более прогрессивными. Сейчас нужно
активно заниматься не столько
организационными формами, изменением
механизма финансирования и
организационной структуры, сколько
содержанием и новым контентом образования.
Высказаться
Перейти в раздел Лектории
Георгий Щедровицкий: "ОРУ:
Организация, Руководство, Управление".
Георгий
Щедровицкий: «Необходимо различать
сущности и феноменальные проявления" (Видео).
Георгий
Щедровицкий: "В
поисках элиты"
Петр Щедровицкий. Лекции в МИСиС по
управлению ( Видео).
|