
Надя
— симпатичная, образованная молодая женщина. Пока вы беседуете с
ней на житейские темы, у вас не возникает сомнения в том, что
Надя достойна самого лучшего к себе отношения. У неё светлая
голова и хорошее воспитание, её цели и ценности благородны,
интересы вызывают уважение, как, впрочем, и её искренность или
готовность всегда прийти вам на помощь. Все было бы хорошо, если
бы с Надей не нужно было... работать.
Она обещает приехать в два, но появляется в полчетвертого;
уверяет в том, что работу закончит ко вторнику, но в среду
умоляет вас подождать до пятницы; попадает в странные истории;
подводит коллег, забывая проконтролировать самые очевидные
вопросы. Из-за всего этого в офисе Надю считают безалаберной,
недалекой, безответственной, ненадежной и т.д. и т.п.
Когда руководитель делал Надежде очередной выговор, она смиренно
принимала его, не искала виноватых и искренне сокрушалась: «Как
такое могло случиться?!» Она давно поняла, что со всем этим надо
что-то делать, прошла курс по тайм-менеджменту, прочла массу
книг на тему личной эффективности. Но ничего не помогало.
«Вопрос жизни и смерти» (как писала Надя в письме с просьбой о
встрече) был ею поставлен так: «Скажите, почему меня не
любят?..»
Надя была крайне удивлена, узнав, что время и деньги на
тайм-менеджмент и книжки она потратила зря. Безусловно, это
замечательно с точки зрения общего развития, но решению её
конкретной проблемы не поможет. Дело вовсе не в управлении
личными ресурсами или видением. Все дело в характере мышления.
Последний определяется социогеномным кодом человека сначала, и
заложенными правилами логики — потом. Нет, логику — науку о
правильном мышлении — Надя никогда не изучала, но это не значит,
что её мышление не правильно. Скажем так, оно имеет особенности.
Не лишним будет заметить, что Надя — человек позитивный, она
предпочитает думать хорошо о людях и обстоятельствах. Она это
знает, а окружающие это чувствуют.
— Думать о хорошем и мыслить позитивно — совершенно разные вещи.
Вот смотрите… Вчера вы планировали дела на сегодняшний день и
предполагали, что с десяти до обеда вы успеете разобраться с
новым договором, до часа успеете в типографию, к двум вернетесь
в офис и около трех будете готовы представить на обсуждение
команды макет для дальнейших согласований. Так?
— Ну да, — нахмурилась Надя.
— Вы исходили из того, что времени на всё это предостаточно, вы
всё успеете, всё будет хорошо.
— Ну я же не знала, что юристы задержат договор до возвращения
своего начальника! А вернулся он к обеду! В типографии с часа до
двух обеденный перерыв! Вы представляете? Ну какие в наше время
могут быть перерывы? Маршрутка стояла в пробке 15 минут, а потом
водитель повернул на заправку и попросил всех выйти, так как у
него не просто кончился бензин, а еще что-то там сломалось!
Позитивное мышление — это не самонастрой на успех или удачу; оно
проявляется не в повторении аффирмаций, нацеленных на то, чтобы
«все получилось», «все обошлось», «прокатило»; это уровень
общефилософского, а не сиюминутного взгляда на бытие. В масштабе
простого рабочего дня
позитивное мышление приобретает иной смысл и заключается
в позитивном принятии всех рисков, которые могут возникнуть
в предполагаемой ситуации.
— Это что же, я должна теперь начать плохо думать о людях? —
растерялась Надя.
— Не о людях, а о ситуации, об обстоятельствах. Люди — такие же
участники этих обстоятельств, как и машины, погода или курс
доллара. Почему Галина — ваша коллега — как вы говорите, всё
успевает и никого не подводит? Потому что она насколько это
возможно не дает случаю влезть в её картину «прекрасного
завтра». Договоры она забирает не в день отправки, а накануне.
Перед тем, как куда-то ехать, она звонит и уточняет, ждет ли её
конкретный Вася Пупкин, и нет ли у него перерыва или иных причин
заставить себя ждать. Она просит его найти заказ заранее и
убедиться, что он упакован с документами, а если возвращен на
доработку, то с листом согласований. И, наконец, она не поедет
днем по городу, а спустится в метро, подальше от пробок и прочих
дорожных неожиданностей.
Когда вы мыслите позитивно, то всегда оказываетесь приятно
удивлены тому, что очереди не оказалось, клиент на встречу
не опоздал, программа запустилась с первого раза, машина
завелась со второго, поставщики ответили до пятнадцатого,
медиа-проектор четко показывает, босс в хорошем расположении
духа, зарядки аккумулятора хватило, дождь так и не пошел.
Когда же вы думаете о хорошем, то не удивляетесь «зелёному
свету», ведь это вроде как норма. Вы отреагируете, только если
что-то будет не так. И почти всегда находится нечто, что делает
картину происходящего не такой, как хотелось бы. Через какое-то
время вы начинаете думать о себе, как о невезучем человеке, а
окружающие о вас, не приведи бог, как о неудачнике. Свет вашего
истинного лица будет идти к людям искажённым призмой вашего же
мышления.
Позитивное приятие вероятности рисков — обязательный
навык для лидера перемен.
Его ежедневная работа столь щедра на неопределенности, что одной
веры в успех недостаточно. В любой момент ситуация может пойти
не по плану, и это не должно стать для вас чем-то из ряда вон
выходящим. Позитивное мышление помогает даже фаталистам,
ворчащим: «Кому суждено быть убитым, тот не утонет». Нельзя
предусмотреть всего на свете, но очень многое из того, что
наполняет наш суетный офисный мир, — можно.
В письмах от агентов перемен и профессиональных управляющих
развитием я нередко встречаю полные досады замечания в стиле
«хотели как лучше, а получилось…» Иногда ситуация глубже и
сложнее Надиной, но это не значит, что нельзя начать с малого.
Почему бы на этапе планирования проекта, состоящего, скажем, из
трех этапов, ни допустить, что итог первого этапа будет
отрицательным. Возможно такое? Вполне. Фатально? Нисколько. Ведь
важно выиграть войну, а не сражение.
У Нади всё получилось (хоть и не сразу). На днях она позвонила
мне и рассказала, что по прошествии года она «давно никого не
подводила», и это стало вызывать у коллег вопросы.
Люди не
торопятся снять с вас однажды навешанный ярлык никудышного
сотрудника. Они будут гадать, надолго ли вас хватит, но не
признают, что ошибались в вас. Так что, Наде еще придется
терпеливо трудиться над своим имиджем в этой компании. Она
перестала подводить саму себя и сразу обнаружила гораздо больше
поводов для улыбок. И ещё она стала чаще вспоминать финал
старого анекдота: «Так выпьем же за правильный выбор системы
координат!».