Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Елена Маркушина 31.05.06

Недавно мне случайно попала в руки книга "Статистические методы повышения качества". Она вышла в 1990 году в издательстве "Финансы и статистика" под редакцией Хитоси Кумэ в переводе Ю.П. Адлера и Л.А. Конаревой. В этом редком издании группы японских авторов представлены методики массового обучения персонала промышленных предприятий методам анализа дефектов и совершенствования технологий. Прекрасный перевод поможет пониманию сложных технических категорий даже читателю без специальной математической подготовки. Краткость изложения делает книгу удобной методичкой по универсальным методам контроля качества и регулирования техпроцессов. В книге подробно излагаются правила построения кривых Парето, диаграмм причин и результатов, диаграмм рассеивания, контрольных карт и т.д. Меня не оставляет вопрос: как же это они так массово обучали...?

Предисловие к русскому изданию Хитоси Кумэ 

(16.11.1988), Токийский университет.

Техника и технология обязаны своим возникновением законам естественных наук. На этих законах базируются технические разработки, их органическая комбинация, используемая в промышленной технологии, позволяет достичь определенной цели. Возьмем, к примеру, автомобиль. В его проектировании и производстве применяется совокупность различных законов таких наук, как термодинамика, прикладная механика, теория электромагнитизма, металлургия и химия. Эти многочисленные законы взяты как из фундаментальных естественных наук, так и из здравого смысла, заимствованного из повседневной жизни. В заводской практике применяется огромное число научных законов. Некоторые из них известны широкой публике, другие защищены патентами. В их число входит также и то, что составляет корпоративные секреты и известно под названием "know-how". Отдельные законы были открыты рабочими прямо в цехе...

Стремительное познание естественных законов привело к созданию современной технической системы, наивысшими достижениями которой являются ракеты, запущенные на Луну, производство атомной энергии, биотехнология, разработки с использованием сверхпроводимости. Именно благодаря такому большому прогрессу кажется, будто бы каждое явление уже осмыслено. На самом деле большинство явлений всё еще не понято. Например, невозможно достаточно точно предсказать, куда опустится тонкий лист бумаги, падающий с высоты. Эту, кажущуюся такой простой задачу мы не в состоянии решить даже сейчас, в век, когда стал возможен запуск ракет на Луну. Поэтому не будет преувеличением сказать, что никто не знает, будет ли конкретный метод проектирования и производства изделия действительно необходимым и достаточным для обеспечения его применения в различных ситуациях. Некоторые его составляющие могут оказаться недостаточно конструктивно проработанными, в других выявятся лишние детали. Поскольку существующий объем знаний и опыт далеки от того, чтобы решить подобную проблему с максимальной полнотой в целях более рационального производства, существуют бесконечные возможности для усовершенствований...

Основное условие, превращающие какие-либо явления в закон, - воспроизводимость. Это означает, что если что-то повторяется в тех же условиях, то и результаты будут одинаковыми. Мы говорим, что открыли закон, если обнаружили явление, которое непременно произойдет при определенных условиях. Таким образом, кажется, что описать естественный закон очень просто, но в действительности существует бесконечное число случаев, тогда как известные нам факты всегда ограничены. Выявить закон, применимый к бесконечному числу ситуаций, располагая ограниченным числом фактов, - непростая задача. Это подобно задаче воспроизведения формулы неизвестной кривой по конечному числу точек. Можно нарисовать множество кривых, проходящих через данные точки. Кроме того, даже если мы знаем столько фактов, сколько хотим, возможны многие варианты их интерпретации и объяснения. Обычно они называются гипотезами. Для того, чтобы определить, какая же гипотеза верна, нужно либо собрать дополнительные факты, либо искусственно создать возможность экспериментальной проверки. Если же мы окажемся ленивы, то могут возникнуть предрассудки.

Вообще говоря, основные причины неудач в производстве - несовершенная работа и неполные знания. Это, кстати, относится не только к производству, возможно, это причины всех проблем в мире. В отношении неполноты знаний существуют две ситуации: люди либо признают, что у них недостаточно знаний, либо не признают. Многие беды возникают во втором случае. Если люди осознают, что они не очень хорошо разбираются в ситуации, они могут провести исследование или эксперимент в попытке обнаружить то, чего они не понимают. Когда же люди уверены в своей правоте, даже если недостаточно хорошо понимают ситуацию, то решать проблемы непросто.

Одна из причин этого состоит в том, что факты часто путают с суждениями. Люди склонны принимать нечто, к чему они имеют отношение, за факты. Это похоже на китайскую сказку, в которой слепцы ощупывали слона...

Пример 1. Ветровые стекла автомобилей.

При совместной обработке двух заготовок листов безосколочного стекла в них возхникали затемненные места, поскольку стекла не прилегали плотно друг к другу, в результате около 10% ветровых стекол оказались дефектными.

Предполагали, что причина дефектов заключается в том, что на заводе-поставщике в процессе гибки стекол не обеспечивалась единая конфигурация, и управляющих заводом попросили усилить контроль за процессом гибки. В ходе анализа, предпринятого с целью уменьшения дефектов, собрали данные. Когда исследовали места расположения дефектов, то оказалось, что все они сосредоточены в правой части стекол. Стало ясно, что поставщик не причастен к возникновению дефектов. Причиной их появления была неисправность пресса на заключительной операции, в результате чего в двух половинах стекол давление распределялось неравномерно. Когда отрегулировали давление, исчезли и дефекты.

Пример 2. Магнитная лента

Некоторая часть выпускаемой на заводе магнитной ленты оказалась покоробленной. Думали, что причина этого - повышенная влажность, так как большое число дефектов появлялось в дождливые дни. Для исправления дефектов ленту стали сушить с помощью инфракрасных лучей. Однако, когда начали исследовать взаимосвязь между возникновением дефектов и числом катушек, наматываемых в процессе резки ленты, выявилась истинная корреляция. Стало ясно, что причина деформации лены - не влажность, а напряжение, вызванное затуплением режущего инструмента. Установив норму на использование режущего инструмента, его стали подзатачивать и дефекты исчезли.

Один из путей познания - осмысление законов, которым подчиняется явление. Как уже было сказано, необходимым условием превращения каких-либо явлений в закон служит воспроизводимость результатов... Однако, нельзя воспроизвести еще раз тот же самый эксперимент, как бы тщательно ни были подготовлены условия и насколько бы точно ни измерялись результаты, потому что существуют ошибки, пусть даже минимальные. Усугубляет ситуацию то, что часто мы даже не можем создать абсолютно точные условия проведения эксперимента. Примером служит попытка определить, эффективно ли данное лекарство против определенной болезни. Тот факт, что кто-то выздоровел, принимая это лекарство, еще не доказывает его эффективности, поскольку выздоровление могло произойти и без лекарства... 

В таком случае мы попытаемся решить проблему с помощью статистических методов. Это предполагает попытку сделать условия как можно более одинаковыми. Если же нельзя достичь однородности в некоторых условиях, то они рандомизируются, и эксперименты проводятся на многих выборках. Затем полученные результаты оцениваются с единой точки зрения и выявляются общие тенденции. Важно рассматривать явления со статистических позиций. Вот максимы статистического образа мышления:

1. Больше доверяйте конкретным фактам, а не абстрактным идеям.

2. Выражайте факты в количественной форме, непосредственно связанной с применением конкретных процедур измерения, а не с помощью слов и эмоций.

3. Осознавайте, что наблюдения ведутся за частью целого и их результаты содержат ошибки и отклонения.

4. Принимайте устойчивую тенденцию, выявленную в результате многочисленных наблюдений, в качестве надежной информации или знания...

Естественные науки - это механизм познания природы с точки зрения её законов. Упорядочение большого числа отдельных фрагментарных явлений, абстрактное рассмотрение их наиболее существенных черт, понимание этих явлений как законов - процессы такого познания. В этих процессах осознанно или бессознательно применяется статистическая обработка: сам факт установления естественных законов имеет статистическую природу... Вне всякого сомнения, статистические методы служат мощным средством получения точных знаний и выявления реальных естественных законов, и мы должны стремиться использовать статистические методы в этих целях.

Если объекты исследования представляют собой не естественные явления, а процессы производства, вступает в действие статистический контроль качества. Принципиальной разницы между естественными науками и статистическим контролем качества нет, поскольку в обоих случаях объект рассматривается с точки зрения естественных законов. Однако если естественные науки ограничиваются пониманием законов, то с помощью статистического контроля качества делается попытка применить эти законы для создания новых материальных ценностей. Под ним понимается производство продукции, соответствующей требованиям потребителя, наиболее экономичным путем. С этой целью применяются разнообразные естественные законы. В управлении качеством контроль должен дополняться применением знаний не только для понимания объектов исследования, но и для выработки мероприятий по повышению качества. 

Эффективность промышленного производства зависит от того, применяются ли должным образом естественные научные законы. Поскольку действие самих законов не зависит от обычаев и традиций человеческих обществ, эффективное промышленное производство достижимо в любой стране вне зависимости от системы общественного производства. В книге описывается, как с помощью науки можно улучшать качество производственных процессов. Авторы полагают, что в любой стране она будет такой же полезной, какой она стала в Японии...Главы написаны следующими авторами:

Глава 1. Введение.............................. Хитоси Кумэ

Глава 2. Как получать информацию..... Йосинори Иизука

Глава 3. Анализ Парето........................Такенори Такахаси

Глава 4. Диаграммы причин и результатов...Такенори Такахаси

Глава 5. Гистограммы .................................Такенори Такахаси

Глава 6. Диаграммы рассеивания................Масахико Мунетика

Глава 7. Контрольные карты ........................Сейдзиро Осимура

Глава 8. Аддитивность дисперсий...............Хитоси Кумэ

Глава 9. Введение в теорию статистического вывода.....Йосинори Иизука

Глава 10. Замкнутый цикл управления качеством..........Такенори Такахаси, Хитоси Кумэ

Эпилог...............Хитоси Кумэ

Из письма Владимира Шпера от 15.06.06

"Книга Куме - одна из самых наших любимых. Мы с Ю.П. считаем, 
что это самое лучшее изложение техники семи простых методов на русском
языке. К сожалению, она давно распродана, тираж был маленький, поэтому достать её практически невозможно. Однако существует альтернатива. Журнал "Стандарты и качество" перепечатал эту книгу почти целиком (с небольшими сокращениями). Вот соответствующие номера журналов: (Сокращенный вариант см.: Стандарты и качество. – 1992. – № 4, 6, 7, 9–11; 1993. – № 1–7, 9, 12; 1994. – № 12; 1995, № 1, 2)".

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001