Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Производственная инфраструктура союзного государства: возможности и этапы интегрирования

Сергей Уваров (доктор экономических наук, профессор зав. кафедрой СТиТ СПбГУЭФ)

Понижение статуса России на мировой арене связано не только с беспрецедентным по масштабам и продолжительности системным кризисом, но и с тем, что после разрушения социалистической системы Российская Федерация оказалась страной, не имеющей надежных партнеров и союзников в дальнем зарубежье, что создало угрозу ее изоляции на международной арене. Содружество Независимых Государств (СНГ) не смогло противостоять дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве.

В результате этого в настоящее время экономические показатели СНГ намного хуже, чем других крупнейших региональных объединений – Европейского Союза (ЕС), Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Доля СНГ в мировом валовом внутреннем продукте (по паритету покупательной способности) составляет 3 %, тогда как у ЕС – 24 %, НАФТА – 26 %, АТЭС (без членов НАФТА)- 29 %; доля СНГ в государственных расходах – 1,5 % и соответственно 40 %, 21 % и 21 %; в экспорте – 2 % (43, 17, 25 %); в инвестициях – 3 % (19, 19, 36 %); в военных расходах – 3 % (22, 37, 18 %).

Странам постсоветского пространства грозит опасность стать второстепенными участниками международных отношений, если не будет преодолен системный кризис и восстановлена их экономическая, политическая и военная мощь. Поэтому необходимо четко определить задачи и разработать среднесрочную стратегию, нацеленную на восстановление статуса полноправных участников глобальных процессов и эффективное участие в международном разделении труда.

Для этого, по мнению экспертов информационно-аналитического управления аппарата Совета Федерации РФ, потребуется уже в самое ближайшее время обеспечить ускоренное экономическое развитие России, с тем, чтобы к 2015 году ее валовой внутренний продукт увеличился (по паритету покупательной способности) до 4 – 5 % мирового объема. Не меньшей должна быть доля страны в размерах инвестиций и государственных расходов. Роль России в мировой экономике и политике может заметно возрасти, если интеграция в рамках СНГ станет реальной. Доля реформированного Содружества в основных мировых показателях может достигать к 2015 году 4 – 5 % , а к 2030 – 7-8 %. Это существенно меньше, чем показатели ведущих экономических группировок, но примерно в 1,5 раза больше того, что можно достичь при отсутствии такой интеграции.

Но, по нашему мнению, существует и более действенный путь – развитие в рамках союзного государства, предполагающего как более масштабную экономическую политику, так и более эффективный хозяйственный механизм. В этот путь мы отправились 2 апреля 1996 года, когда был подписан союзный договор между Россией и Белоруссией. Начался многотрудный процесс воссоздания общего государства. В последний год уходящего тысячелетия этот процесс развивается особо интенсивно. 30 ноября 2000 года в Минске на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России подписаны 5 протоколов, касающихся различных сфер работы Союзного государства. Это постановления по программе обеспечения безопасности Союзного государства до 2005 года, о ходе выполнения решений Высшего государственного совета Союзного государства, по формированию единого таможенного пространства и созданию единой системы тарифного и нетарифного регулирования, о работе по введению денежной единицы, формированию единого эмиссионного центра Союзного государства. Заседанию Госсовета предшествовала встреча двух президентов – В.В. Путина и А.Г. Лукашенко, на которой среди других обсуждались вопросы транспортировки российского газа через Белоруссию в Западную Европу и конкретные программы поставок российских энергоресурсов в Белоруссию. Эти обстоятельства предполагают более предметное обращение к теме нашего сообщения – производственной инфраструктуре союзного государства и возможностей ее развития.

Сразу заметим, что термин "инфраструктура" редко упоминался в официальной экономической литературе прошлых лет. В мировой научной литературе в начале ХХ века этот термин впервые был использован в экономическом анализе деятельности вооруженных сил, причем "инфраструктура" рассматривалась совместно с такой категорией как "логистика".

В советской экономической науке инфраструктура подразделялась на производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включались отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение и канализация и пр. Ко второй группе относили отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т.д.

Понятие "инфраструктура" до сих пор трактуется по-разному как отечественными экономистами, так и зарубежными исследователями. Экономическая наука выделяет следующие основные функции инфраструктуры:

  • обеспечение тех или иных видов человеческой деятельности на определенной территории;

  • создание условий для работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий региона и для размещения в нем рабочей силы и населения;

  • подготовка общих условий для функционирования всего общественного капитала;

  • формирование условий материального производства и потребления.

При этом инфраструктура понимается как:

  • часть национального богатства, не относящаяся непосредственно к той или иной отрасли производства, но имеющая большое значение для всей национальной экономики;

  • фундамент для развития всех отраслей хозяйства;

  • объективные для любой экономической системы структурные формы организации, носящие подчиненный, зависимый характер по отношению к другим, главным, определяющим и обеспечивающим их нормальное функционирование.

Наиболее расширительно инфраструктурный комплекс национальной экономики может характеризоваться следующими блоками:

  • производственная инфраструктура - совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в национальной экономике. Они создают общие условия для размещения и успешного функционирования производственной сферы. Общие условия современного производства включают: транспорт всех видов, обслуживающий производство; средства связи, обслуживающие производство; материально-техническое обеспечение и систему продвижения товаров; заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции; объекты электроэнергетики (линии электропередачи, подстанции и т.п.).

  • социальная инфраструктура (социально-бытовая инфраструктура, социальная сфера, сфера услуг) – совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности населения. В отраслевом аспекте она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, связью по обслуживанию населения;

  • институциональная инфраструктура – включает учреждения, обеспечивающие управление хозяйством района, субъекта федерации, страны и формируется из организаций, регулирующих и направляющих экономику, вычислительных центров, учреждений финансово-кредитной системы. Она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы;

  • экологическая инфраструктура – состоит из сооружений, объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения состояния окружающей природной среды.

Интеграционные процессы в инфраструктуре Союзного государства, очевидно, будут проводиться по оси Запад – Восток, являющейся приоритетной для внутренней организации этнически и конфессионально однородного пространства, что благоприятно с геополитической точки зрения. В геополитике интеграция означает многообразные формы объединения нескольких пространственных секторов. Существует несколько путей геополитической интеграции – экономический, культурный, языковой, стратегический, политический, религиозный и т.д. Все они должны вести к одинаковому конечному результату – увеличению, количественному и качественному, стратегического и пространственного объема Союзного государства.

Приоритетными направлениями в интеграционных процессах производственной инфраструктуры Союзного государства должны стать:

  • учет геоэкономических интересов Белоруссии и России, кардинальных изменений в технологической основе, организации, правил функционирования мирового хозяйства, формирования гибких воспроизводственных систем в наиболее перспективных направлениях ресурсного обеспечения и технологического развития;

  • переход от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, к активной поддержке экспорта товаров высокого уровня обработки, активное развитие финансово-промышленных и финансово-торговых корпораций в рамках Союзного государства, выход на рынки третьих стран, в том числе за счет строительства энергетических объектов и обмена наукоемкой продукцией.

Союзное государство расположено между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности - Западной Европой и Восточной Азией. Это предопределяет его особую, ключевую роль в обеспечении связи между Европой и Азией. Однако этот богатый потенциал используется пока весьма слабо.

12 – 13 сентября 2000 года в Санкт-Петербурге прошла Вторая Международная евроазиатская конференция по транспорту. На ней рассматривались вопросы взаимодействия европейских и азиатских транспортных коридоров через территорию России. Решения этой конференции могут стать дополнительным стимулом в развитии производственной инфраструктуры как России, так и Союзного государства. Основную нагрузку в системе транзита принимает на себя железнодорожная отрасль, которая является одной из крупнейших транспортных систем мира. (Кстати, ежегодные доходы России от транзита составляют сейчас менее 1 млрд. долларов, тогда как в 1980-е годы от одного только иранского транзита страна имела в год более 5 млрд. долларов дохода).

МПС России проведены исследования существующих потоков внешнеторговых грузов, перевозок пассажиров, а также выбраны железнодорожные направления для включения их в транспортные коридоры. Критский коридор № 2 (Берлин – Варшава – Минск – Москва; решение Второй Общеевропейской конференции по транспорту, Крит, март 1994 года) был продлен на восток от Москвы до Нижнего Новгорода. Теперь же намечено продлить Транссибирскую магистраль от Нижнего Новгорода до Котельнича с ответвлениями Екатеринбург – Курган – Петропавловск – Омск и Карымская – Забайкальск. Рассматривается предложение включить в него направление Москва – Казань – Екатеринбург и еще несколько направлений, по которым перевозится более 40 % всех внешнеторговых грузов России.

Это направление развития производственной инфраструктуры представляется весьма эффективным: доставка контейнеров железнодорожными поездами из Находки в Европу позволяет сократить сроки перевозки грузов в контейнерах на 15 суток по сравнению с морским вариантом при сопоставимых тарифных условиях. Ускоренный опытный контейнерный поезд с использованием нового подвижного состава (максимальная скорость движения 120 км/час) преодолел расстояние от Находки до Бреста менее чем за 9 суток (8 суток 21 час) при средней маршрутной скорости 1150 км в сутки. На направлениях Санкт-Петербург – Москва и Брест – Москва организовано курсирование специализированных поездов для перевозок рефрижераторных контейнеров. Для обеспечения этих перевозок в Московском транспортном узле создана логистическая транспортно-распределительная система.

По нашему мнению, в этих условиях весьма актуальной становится логистика – теория и практическая деятельность планирования, организации, функционального управления процессами движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых, информационных и прочих потоков в системе рыночной экономики. Ее основными функциями являются транспортировка, складирование, обработка грузов и другие операции, совершаемые в процессе доведения сырья, материалов до производственного потребления, внутризаводской переработки, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации. По оценкам специалистов комплексное внедрение логистики может обеспечить снижение уровня запасов на 30 – 50 % и сократить время транспортировки продукции на 25 – 45 %. Свой вклад в решение этой проблемы, безусловно, внесет Санкт-Петербургский Государственный университет экономики и финансов, который в соответствии с Приказом Министра образования РФ № 1213 от 25 апреля 2000 года "Об эксперименте по подготовке специалистов по специальности "Логистика" (вызывает недоумение слово эксперимент) включен в число шести вузов, в которых будет вестись подготовка по специальности 062200 – Логистика (по отраслям).

Для развития производственной инфраструктуры Союзного государства представляются важными многие направления развития евроазиатских транспортных коридоров, предложенных Первой Международной евроазиатской конференцией, которая состоялась в мае 1998 года в Санкт-Петербурге. Среди ключевых и перспективных отметим следующие:

  • развитие интермодальных перевозок и усовершенствование связей между различными видами транспорта;

  • улучшение использования существующих транспортных средств и устройств посредством их технического обновления и модернизации, а также применения новейших транспортных средств и технологий;

  • развитие информационно-логистических систем для слежения за транспортным процессом;

  • разработка эффективных механизмов финансирования объектов транспортной инфраструктуры, в том числе вовлечение в этот процесс частных инвесторов и международных финансовых институтов.

Это будет способствовать развитию производственной инфраструктуры Союзного государства и извлечению доходов из его уникального геоэкономического положения.

Направить отзыв на статью 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001