Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Методы "Тойоты" для российского бизнеса

Материал связан со страницами раздела

Альтернативный менеджмент

Балукова Марина - Менеджер Lean-программы тренинговой компании CBSD. Журнал "Управление компанией" N 6 за 2006 год. Размещено 29.09.06.

Какое российское промышленное предприятие не сталкивалось с проблемами низкой производительности, больших товарно-материальных запасов, простоев, брака, низкой эффективности производства и практически полного отсутствия заинтересованности персонала в проведении изменений для преодоления этих трудностей?

Еще несколько лет назад даже при условии существования таких проблем компания могла "держаться на плаву", но сейчас, в ситуации возросшей конкуренции, делать это становится все труднее.

Положение японских предприятий после окончания Второй мировой войны вряд ли было более простым. Но какого грандиозного успеха они добились за последние полвека! В ходе анализа причин этого "экономического чуда" в США в 80-е годы прошлого века появился термин Lean1.

Джон Крафчик предложил этот термин для обозначения особого типа производственной культуры, организационных методов и внутрифирменных отношений, сложившихся на японских предприятиях, прежде всего в компании "Тойота". Впоследствии совокупность этих характеристик получила название Производственной системы Тойоты (Toyota Production System - TPS), основными принципами которой являются исключение процессов, не создающих ценность для потребителя, организация функционирования создающих ценность потоков, использование системы "вытягивания"2 и непрерывное совершенствование.

Первыми внедрять Lean стали производственные предприятия. Соответствующие проекты разрабатывались в целях уменьшения потерь и запасов, повышения эффективности использования оборудования, создания корпоративной культуры, способствующей повышению производительности труда.

В настоящее время Lean-подход применяют в своей деятельности многие компании во всем мире. Среди них крупнейшие производственные корпорации, сервисные и торговые фирмы, банки. Не стали исключением и российские предприятия. Концепцию бережливого производства взяли на вооружение РУСАЛ, Каменск-Уральский металлургический завод, York International, ООО "Свеза-лес", компания "Русские краски", Danone-Большевик, автозавод "Урал", Grand Gift и многие другие.

Специалисты компаний, добившихся положительных результатов, ключевыми факторами успеха называют неизменную приверженность руководства курсу на изменения, а также понимание Lean не как набора методов и инструментов, а как философии ведения бизнеса.Следование принципам "бережливого производства", применение соответствующих подходов и решений не только в производственных, но также в офисных и административных процессах позволяет фирме выйти на качественно новый культурно-организационный уровень и стать настоящей Lean-компанией.

Преимуществами внедрения этого подхода являются прежде всего возможность увеличения прибыли за счет сокращения издержек при практически нулевых затратах, а также оптимизация деятельности компании. Безусловно, развертывание Lean-проектов требует немалых усилий со стороны менеджмента. В ходе одной из конференций участники, большинство которых представляли российские и международные, работающие на российском рынке компании, обозначили основные трудности внедрения Lean:

  • преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала; 
  • неготовность руководителей воплощать преобразования в жизнь; 
  • отсутствие понимания стратегии и тактики изменений; 
  • отсутствие знаний и умения руководить проектами; 
  • проблемы, возникающие при взаимодействии Lean с другими существующими в компании организационными системами.

Уверенность компаний в целесообразности применения принципов "бережливого производства" не только не угасает, но и растет.  Для решения возникающих проблем руководство проводит обучение сотрудников, разрабатывает эффективные системы оценки результатов деятельности и подачи предложений, формирует стратегию, организует регулярные встречи для обмена информацией. В ходе происходящего на семинарах4 и Lean-конференциях обсуждения результатов участники не скрывают друг от друга ни достижения, ни ошибки.

Первые успехи, о которых представители компаний с энтузиазмом и гордостью рассказали на конференции, подтверждают эффективность и возможность использования Lean-подхода на российских предприятиях. Об этом свидетельствуют и отзывы самих практиков. "Я убедилась в том, что данная система может работать не только в Японии или Европе, - она успешно внедряется и поддерживается в России. Думаю, что даже сомневающиеся в конце концов перешли на сторону приверженцев внедрения Lean", - говорит Людмила Журавлева, аналитик по качеству компании British American Tobacco-Россия.

"Меня поразила информация о масштабах полученных результатов, достигнутых столь разными по размеру компаниями: экономия от 8 кв. м до миллионов рублей!" - изумляется Евгений Третьяков, директор по качеству и инновациям Уральского турбинного завода.

Примечание

1. На русский язык термин Lean переведен словосочетанием "бережливое производство". Была издана книга с одноименным названием: Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Системой "вытягивания" называют метод управления производством, при котором последующие операции сигнализируют о своих потребностях предыдущим операциям. "Вытягивающее производство" ориентировано на предотвращение перепроизводства. См.: Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству / Под ред. Ч. Марчвински и Дж. Шука; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, 2005.

3. Первая конференция по обмену опытом внедрения Lean в России, которая состоялась 29-30 марта 2006 г. и была организована тренинговой компанией CBSD.

Источник https://www.zhuk.net/archive/articlesyk.asp?aid=6750

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001