Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



19 сентября 2010 г.                                                                 зеркало блога Елены Маркушиной

Горнила жаркие и профессионал

Пренебрежение культурной компонентой организационного развития повсеместно. Не дружим мы, видимо, со словом "развитие", и смыслы его избегаем при первой возможности. Кто, где и когда внушает руководителям мысль, что организационное развитие – это описание бизнес-процессов под автоматизацию? В какой точке поумнения компании происходит этот крен, искажение? Кто в этом «помогает»: МВА-оракулы, консультанты, бестселлеры? В такой ситуации IT-системы и панели бизнес-индикаторов становятся самоцелью. И, что интересно, никого не смущает тот факт, что наличие продвинутой системы учета еще не спасло от банкротства ни одну из пошатнувшихся компаний. Как-то не принято спрашивать, какой продукт автоматизации бюджетирования, управленческого учета, управления складскими запасами и т.д. и т.п. функционировал на почившем предприятии

Развивающие и сами усугубляют дело, когда безропотно соглашаются на свертывание всех инициатив, касающихся организации, и низводят свою роль до управления проектом внедрения программных продуктов. В эту ловушку попадают многие, обратной дороги в направлении кайдзен и импрувмента нет. Соглашательством убивается право заводить разговор об изменениях в корпоративной культуре, оргдизайне, хосин канри, ринги.

Компании развиваются на стыке областей (читай функциональных департаментов): люди, процессы, информационные технологии. Но в обреченных компаниях никто не хочет понимать, что это значит. Стены... Бастионные стены между подразделениями исключают даже поползновения в сторону внутрисистемной интеграции. Положения и инструкции продолжает упорно писать отдел персонала, маркетинг аудирует сам себя, финансисты держат последнее слово в вопросах выбора KPI. Специалист по оргразвитию не может сделать свою работу, потому что она принимается за попытку «залезть на чужую поляну, оттяпать кусок послаще и всем соседям объяснить, как на своих делянках работать».

А вот браться за внедрение информационной системы не хочет никто. IT - так как процессов не знают, маркетинг далёк от оргдизайна, да и своей работы полно, кадры и спрашивать нечего. Кому нужны цифры – гендиректорам да финансистам, вот финансисты за «оргразвитие» и берутся. Так, как его понимают. А когда сталкиваются с незнакомыми для себя проблемами и неожиданной нагрузкой – «готовы делегировать ответственность». Нередко именно так и находится работа для нового человека. Описывай, внедряй, и к нам не лезь. Только к организационному развитию это никакого отношения не имеет.

Одна из самых распространенных ошибок – искать специалиста по организационному развитию, найти, посадить это зерно будущего где-нибудь внутри функционального подразделения под тремя начальниками, видеть в нем только описателя бизнес-процессов и мячик для битья всеми участниками проекта автоматизации. Уже по тому, куда и как глубоко посадили, можно судить о том, что получится в итоге. Неспроста агрономов учат, на какую глубину зерно или рассаду сажать, чтобы растение выросло. Посаженное на дно высохшего колодца, оргразвитие не прорастает снизу. Оно приходит сверху. Как осознание. И тогда, если дело коснется систем автоматизации – ноги будут на земле, а голова – где ей положено, то есть программа будет облегчать управление и жизнь людей, а не люди обслуживать компьютерного монстра.

Бывают и просветы. Важно не упустить момент, когда проглянет луч: а если это тенденция? Хорошие времена начинаются с вопросов. Ответов на них еще понять не могут, но сами вопросы уже задаются правильные. Мне на днях задали один такой: «Как понять, почему в одной компании вы задерживаетесь на три месяца, а в другой на три года? И если никто не гонит, то при прочих равных условиях, какой компания должна быть, чтобы вам захотелось там остаться надолго?».

Прекрасный вопрос, на который я давно для себя ответила, но не думала, что кто-нибудь его задаст, да еще после разговора об импрувменте. Кратко на всё можно ответить. Вот, скажем, чем кайдзен отличается от импрувмента? Простой ответ: кайдзен – модель достижения операционного совершенства бизнеса, импрувмент – модель достижения культурного совершенства организации. Краткость поможет знающему, а для незнающего – звук пустой. Так и на вопрос о компании тоже всё ясно: если компания – это Ковчег (не богадельня, тюрьма, ларёк и т.п.), если её первый руководитель строит Ковчег - то это моя компания. И не надолго, а навсегда. Недаром наш Kinsmark так живуч, тянутся люди...

Пришел ко мне по случаю фильм, снятый Валерием Тимощенко об отце Викторе (Салтыкове). Мы взяли из фильма эпизод для проекта «Старорусское дело» и адресуем его на этот раз не предпринимателям, а именно директорам по организационному развитию. И никакого посягательства на чувства верующих во что бы то ни было здесь нет. На свете нет людей не верующих: одни верят в то, что Бог есть, другие верят в то, что его нет, третьи - в то, что они вне всего этого. И для каждого найдется достойная мысль. И одна из них такова, что, по большому счёту, нет у работ в сфере оргразвития никакой иной цели, кроме как создать организацию, которая по устройству - Мир, по достатку – Рай, по миссии – Ковчег.


Ключевые слова: HR, improvement, импрувмент, инструменты, лидерство, организационное поведение, портрет должности, менеджмент, управление, персонал, Школа Злословия, организационное консультирование, инновации, лидер перемен, агент перемен

Высказаться 

Перейти на блог

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001