Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Подборка ссылок на тему "Моббинг" 

Владимир Шпер (журнал "Методы Менеджмента качества", Москва, июль 2006 г). 

Этот выпуск Вестей посвящен моббингу (транслитерация с английского слова mobbing[1]). В переводе на русский "Моббинг — это коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства, осуществляемые с целью заставить его/ее уйти с места работы. Средством достижения цели является распространение слухов, запугивание, социальная изоляция и в особенности унижения. В результате этого непрекращающегося крайне враждебного отношения психическое и физическое состояние человека, ставшего жертвой такого преследования, может сильно ухудшиться" - https://psyfactor.org/lib/mobbing.htm

Как обычно, я начал с поиска в Рунете. Поиск непосредственно по слову моббинг дал 27300 ссылок. На этом сайте в разделе "ДиректоRU" представлена статья "Моббинг. Эмоциональное насилие на работе: молчаливое увлечение?" (автор - Ноа Дэвэнпорт, одна из авторов книги "Моббинг: эмоциональное насилие на рабочих местах в США"), из которой взята цитата в начале страницы.

Полезную статью врача-психоаналитика на данную тему можно посмотреть на странице www.naritsyn.ru/read/all/profession/mobbing.htm .

В заметке https://emigration.russie.ru/news/1/5591_1.html приведены такие данные: количество жертв моббинга в Германии оценивается примерно в 1.5 миллиона человек. По оценкам специалистов примерно 10% самоубийств можно отнести на счет моббинга.

О разновидностях и причинах возникновения моббинга, в частности, о вертикальном и горизонтальном моббинге, можно прочесть на страничке www.topwords.com.ua/Allformen/1.htm .

Полезная с точки зрения "Как не стать жертвой моббинга" статья размещена по адресу https://sterva.kulichki.com/zakolebal/index.htm?1125 .

На страничке www.uhr.ru/index/jobmarket/foreign/8079,0.html приведен материал из журнала "Управление персоналом". В нем довольно много данных конкретных исследований (зарубежных) с цифрами о различных сторонах проблемы. В частности, исследователи выделили 4 наиболее распространенных типа "агрессоров": "двуглавые змеи" – их 37% среди агрессоров, "кричащая Мими" – 14%, "привратники" – 20% и "постоянные критики" – 30%. Наиболее распространенные реакции на моббинг : стресс – 76%, паранойя – 60%, головные боли – 55%, чувство отстраненности – 41%, стыд и чувство вины – 38%.

О признаках наличия моббинга и советы, что делать, можно посмотреть на страничке www.job-today.ru/cheboksary/issue/2006/14_133_03.htm .

Книг на тему моббинга на русском языке мне обнаружить не удалось.

Следует отметить, что существуют две разновидности моббинга: буллинг и боссинг. Буллинг – это моббинг, но один на один, т.е. это ситуация, когда вас травит не коллектив, а некто конкретный. Статью о буллинге и буллерах можно посмотреть, например, на страничке https://psyfactor.org/lib/bulling.htm . Что же касается боссинга, то, как легко сообразить, это ситуация – когда вас исподтишка травит ваш непосредственный начальник – см., например, статью в "Комсомольской Правде" с названием "Хуже моббинга лишь боссинг" - www.kp.ru/daily/23254/28021/ .

Поиск в англоязычном Интернете по слову "mobbing" дал чуть больше 8 миллионов ссылок. Вот наиболее интересные из нескольких первых десятков.

Одним из первых англоязычных сайтов на данную тему оказался сайт  www.mobbing-usa.com/, где даны определения терминов, и где представлена вышеупомянутая книга Н. Дэвенпорт и др. "MOBBING: Emotional Abuse in the American Workplace". Авторы сайта сообщают, что эта книга уже переведена в Японии и Турции, и что Европейский Союз признает моббинг в качестве одной из проблем в рамках вопросов, посвященных безопасности рабочих мест и профессиональным заболеваниям.

На сайте проф. Леймана размещена Энциклопедия моббинга - www.leymann.se/English/frame.html . В одной из статей этого сайта автор утверждает, что именно он ввел данный термин в начале 80-х годов. К сожалению, сайт перестал обновляться примерно с 2000 года, хотя часть приведенной на нем информации не потеряла своего значения.

Большой выбор информации можно найти на сайте www.bullyonline.org/workbully/mobbing.htm . В частности, на страничке www.bullyonline.org/workbully/manage.htm приведена табличка сравнительного анализа, чем буллинг (моббинг) отличается от менеджмента, и как распознать менеджера-буллера в вашей организации. Первая строка этой таблицы выглядит так: менеджер – лидер, буллер – придира, трус.

На том же сайте есть ответ на такой вопрос: "Буллинг – это просто менеджмент в исполнении грубияна, не так ли?" - www.bullyonline.org/workbully/faq.htm. Ответ звучит следующим образом: "Буллеры не дают работнику выполнять свои обязанности, обычно они не адекватны в своей собственной работе и выживают за счет присвоения чужой работы, они нарушают контракт (нарушая подразумеваемое условие о взаимном доверии), буллеры наносят вред здоровью и приводят к пост-травматическому психологическому расстройству.

Интересно, что из просмотренных мною первых 100 ссылок не более 20 оказались англоязычными, все остальные распределились по различным Европейским языкам: немецкий, итальянский, шведский и т.д.

Аннотацию уже упоминавшейся книги Н. Дэвенпорт и др. можно посмотреть на странице https://search.barnesandnoble.com/booksearch/isbnInquiry.asp?z=

y&isbn=0967180309&itm=1

 . Аннотация книги о моббинге в школах размещена на страничке https://search.barnesandnoble.com/booksearch/isbnInquiry.asp?z=

y&isbn=0415945518&itm=2

Для тех читателей, кому не повезло с боссом, может быть окажется небесполезной книга Дж. Скотт "Руководство по выживанию при работе с плохими боссами: что делать с придирами, идиотами, предателями и прочими менеджерами из преисподней"   - https://search.barnesandnoble.com/booksearch/isbnInquiry.asp?z=

y&isbn=0814472982&itm=1

Немного новостей

Дж. Харрингтон начинает свою февральскую колонку в "Quality Digest" следующими словами: "Мы внедрили и TQM, и Шесть Сигм. У нас куча черных, желтых и зеленых поясов, непрерывно решающих проблемы, и наши данные свидетельствуют о том, что уровень качества нашей продукции и услуг лучше, чем когда-либо ранее. Почему же тогда уровень удовлетворенности наших потребителей падает?" Это – типичные комментарии, которые Дж. Харрингтон слышит от топ-менеджеров по всему миру. Ответ, предлагаемый автором, состоит в следующем. Мы слишком сильно сориентированы на внутренние результаты, которые далеко не всегда непосредственно влияют на наших потребителей. В частности, Харрингтон указывает, что по его данным, ожидания потребителей растут ежегодно в среднем на 13%, тогда как качество продукции и услуг ежегодно растет в среднем на 10% - следовательно, разрыв между ожиданиями потребителей и тем, что они получают, постоянно увеличивается - www.qualitydigest.com/feb06/columnists/jharrington.shtml.

В мартовском номере "Quality Digest" Дж. Харрингтон обратился к другой теме – здравоохранения. Он напомнил читателям, что, например, в 2003 году от рук террористов во всем мире погибло 613 человек, но около 100000 человек погибает ежегодно только в Америке из-за медицинских ошибок - www.qualitydigest.com/mar06/columnists/jharrington.shtml . Аналогичная оценка по всему миру дает около полутора-двух миллионов человек. Уровень дефектности в сфере здравоохранения США Харрингтон оценивает как 6210 случаев на миллион возможностей – это соответствует уровню 3.8 сигма, а в некоторых видах лечения – уровень дефектности близок к одной сигма. Эту же тему автор продолжает в следующем – апрельском номере того же журнала: www.qualitydigest.com/april06/columnists/jharrington.shtml . В нем, среди прочих данных, Харрингтон приводит такую цифру: около 1500 предметов остаются ежегодно в телах пациентов после операций. Наконец, в майском номере он наряду с рядом дополнительных цифр, предлагает лекарство – внедрение в сферу здравоохранения методологии шесть сигм со всем её арсеналом поиска причин возникновения дефектов и их устранения - www.qualitydigest.com/may06/columnists/jharrington.shtml . Мне представляется, что аналогичные проблемы для нашей страны не менее актуальны с той только разницей, что начинать надо с создания честной статистики на тему о медицинских ошибках.

В ежеквартальном журнале известной консалтинговой компании McKinsey опубликован большой обзор на тему "Бизнес и Общество" -  . www.mckinseyquarterly.com/article_page.aspx?L2=21&L3=114&ar=

1741&pagenum=2&srid=17&gp=0

Обзор был проведен в декабре 2005 года на основе ответов, полученных от 4238 директоров из 116 стран. В нем много интересных результатов, из которых я отмечу лишь два. Только один из каждых шести респондентов согласился с тезисом Нобелевского лауреата М. Фридмана о том, что единственной целью корпорации является генерация высокой прибыли. На вопрос о том, какие отрасли оказывают наибольшее положительное влияние на благосостояние общества, респонденты на первом месте указали здравоохранение, затем – фармацевтическую промышленность и сельское хозяйство.

В другом материале из того же журнала - www.mckinseyquarterly.com/article_page.aspx?L2=21&L3=

114&ar=1638&pagenum=2&srid=17&gp=0

 – конечная цель бизнеса сформулирована так: эффективное предоставление обществу товаров и услуг, какие оно желает иметь.

И последнее. На сайте компании Тойота на страничке www.toyota.co.jp/en/special/tps/tps.html можно прочесть доклад управляющего директора по продажам о производственной системе Тойота. Из названия доклада следует, что аббревиатура TPSToyota Production System (Производственная система Тойота), расшифровывается, в частности, и так: Thinking Production System - Думающая производственная система. Мне представляется, что нам стоит обратить внимание на это обстоятельство. 

[1] Английское слово mob означает толпа, чернь, нападать толпой (Новый Англо-Русский словарь под ред. проф. Мюллера).

Высказаться

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001