Оксана Лавизина, Казань, ООО
"Сетевая логика",
директор ol@bancorp.ru
16.10.2002.
Данный отклик на книгу Э.Шейна "Организационная
культура и лидерство" нельзя ни в коем случае считать объективным. И
потому что книга очень понравилась (стиль, структура, содержание) и
потому что к понятию организационной культуры отношусь очень
трепетно.
До прочтения этой книги, организационная
культура воспринималась мною как некая таинственная субстанция,
отражающая атмосферу человеческих отношений в организации. А так как
вопросы управления организацией в любом случае упираются в
управление человеческими отношениями, то в управлении этой
таинственной субстанцией и виделось решение этого вопроса. Однако
изученные мною материалы по ОК не давали конкретного ответа о том, а
как же это делать. А некоторые вызывали просто недоумение - например, предложения
управлять ОК с помощью таких приспособлений как "Этический кодекс",
который вызывает стойкую ассоциацию с "Моральным кодексом строителей
коммунизма". Об эффективности "Морального кодекса" я думаю говорить
не стоит. Она не просто нулевая, она отрицательная. Поэтому я очень
понимаю тех менеджеров, которые морщатся услышав словосочетание "организационная/корпоративная
культура".
Трактовка организационной культуры Шейна на
удивление конструктивна: во первых, ОК - это не просто
квинтэссенция человеческих отношений, а философия компании, основа
ее миропонимания. Во вторых, Шейн определяет конкретные источники ОК
- это опыт выживания группы людей как единого целого. В третьих, ОК
имеет четко выраженную структуру: первый и самый глубинный слой -
это базовые представления группы о человеке, о поведении, о внешней
среде, о времени и т.д., во второй слой входят цели и средства
достижения целей компании и на поверхности, т.е. в третьем слое
находятся нравы, обычаи, положения, стили общения и поведения, все
то, что Шейн называет артефактами культуры.
Вообще говоря, мне такое представление ОК
кажется очень фундаментальным, так как оно отражает тот факт, что
любая духовная деятельность человека состоит не только в создании
неких мыслительных конструкций, но и их реализации в виде поступков.
Еще одно достоинство книги, что во первых, в
отличие от меня, Шейн пишет очень простым и доступным языком, а во
вторых, на каждое свое теоретическое высказывание приводит
конкретные практические примеры.
Однако организационной культуре посвящена
только половина книги, а вот вторая посвящена влиянию руководителей
(лидеров) на нее. И именно поэтому я считаю, что данная книга должна
входить в список каждого руководителя обязательных книг для изучения.
Для того, чтобы менеджеры более полно представляли о том, какие
круги идут по воде, когда они кидают камешки своими поступками.
Кстати, для агентов изменений - там есть очень
интересная глава (гл.15, стр. 253) посвященная динамике
организационной культуры, где очень интересно рассматриваются стадии
размораживания, проведения изменений и замораживания с точки зрения
организационной культуры. Например, согласно наблюдениям Шейна "размораживание
неизбежно состоит из трех совершенно разных процессов, и, чтобы в
системе появилась мотивация к изменению, каждый из них должен в
какой-то мере произойти:
1) должно накопиться достаточное количество
данных, противоречащих сложившемуся порядку вещей, которые приведут
в дисбалансу и дискомфорту;
2) связь противоречащих данных с важными целями
и идеями должны вызвать чувство беспокойства и/или вины;
3) должны быть созданы условия психологической
безопасности, т.е. возможности решить проблему без потери
индивидуальной целостности, что позволит членам организации
согласиться с противоречащими данными, а не отрицать их защищаясь".
Еще один положительный момент: именно у Шейна я
повстречала очень емкое и конкретное определение миссии организации.
Но нет в мире совершенства. Потому что
приведенный в книге рецепт исследования и описания организационной
культуры очень сложен в реализации. Явно требуется и владение
приемами психоанализа, и проведение групповых игр и т.д.
Также Шейн не анализирует механизмов
формирования организационной культуры. Потому что это только на
словах все понятно - опыт является источником. А как этот опыт
превращается в базовые представления группы, совершенно непонятно.
Особенно тем, кто хочет попытаться поуправлять этим процессом.
В общем, эта книга дает богатую пищу для
размышлений, но увы, не дает готовой методики.
Смотреть другие
книжки
Высказаться