Спасибо, Михаил
Михайлович...
Михаил Шемякин: Сколько же можно бегать
голыми!
( 04.05.1943
года )
Валерий
Кичин Российская газета 25.11.2005 https://www.rg.ru/2005/11/25/shemjakin.html
Михаил
Шемякин приехал в Москву, чтобы
представить проект большого
анимационного фильма "Гофманиада",
который он хочет осуществить в
содружестве со студией "Союзмультфильм".
Затем в Петербурге, в Русском музее он
откроет выставку эскизов к балету "Волшебный
орех". В преддверии этих событий мы
встретились с художником в его поместье
под Нью-Йорком, в городке Клавераке, где
он живет с женой Сарой, а кроме того,
обитают два пса и кошки числом, кажется,
девять. Кошки немедленно полезли на стол
обнюхать мою фотоаппаратуру, пес Филимон
тут же стал ласкаться и практически
вынудил начать разговор с него.
Михаил Шемякин - Недавно вот
так же приезжали ребята из России брать
интервью, им тоже понравился Филимон, и
они стали к нему приставать. А у него
сложный характер. Они за ним с пирожком, а
контакта никакого не выходит. И целый час
потеряли из своего интервью, потому что
гонялись за Филимоном.
Михаил Шемякин| Недавно вот так
же приезжали ребята из России брать
интервью, им тоже понравился Филимон, и они
стали к нему приставать. А у него сложный
характер. Они за ним с пирожком, а контакта
никакого не выходит. И целый час потеряли
из своего интервью, потому что гонялись за
Филимоном.
Российская газета| Предупреждение
понял. К делу.
Российская гофманиада
РГ|
Идея "Гофманиады" ваша?
Шемякин| Я ведь Гофманом
занимаюсь с юных лет. Сейчас хотим сделать
пилот, и, если найдутся серьезные люди,
которые понимают, что можно вложить деньги
в интересное дело и помочь престижу
русского кино, начнем работать. Но со
спонсорами сложно. С одним мы уже
столкнулись. Пришел такой пижонистый тип,
важно сел, я ему показал наброски. Он
сказал, что о проекте подумает, и обещал
дать на пилот 200 тысяч: "Не такие уж
большие деньги". Потом морочил голову в
течение полугода. А потом сказал директору
"Союзмультфильма", что его PR-служба
пришла к выводу, что этот проект не
прибавит его имиджу ничего существенного.
Понимаете, замечательная студия "Союзмультфильм"
и художник Шемякин для него не уровень.
РГ| Ну и как вам, из Нью-Йорка
глядя, видится наш новорусский капитализм?
Шемякин| Как любому нормальному
человеку - чем-то абсолютно монструозным.
РГ| А разве не о нем мечтали наши
прогрессисты?
Шемякин| Кто мечтал? Я мечтал?
РГ| "Россия вспрянет ото сна..."
Произошло. Вспряла. Вы часто встречаетесь
с представителями нашего вспрявшего
капитализма?
Шемякин| Встречаюсь, как видите.
И невольно думаю: зачем была нужна эта
кровавая революция, унесшая десятки
миллионов жизней, разрушившая семьи и сам
строй? Были иерархии: купцы, казаки,
среднее сословие, мещане, дворяне,
крестьяне - и все это рухнуло. И получилась
обездоленная голытьба, с одной стороны, и
богатое, разжиревшее, тупое ворье - с
другой. И никаких других слоев и прослоек.
Так какого черта было затевать всю эту
бодягу, чтобы через без малого век взять и
без решения народа это все разом оборвать?
Перед тем, что сегодня творится в России,
не только Гофман, но и Кафка бессилен.
РГ| Этот замкнутый круг вечного
абсурда - он что, заложен в национальном
характере, в генах наших?
Шемякин| Вопрос о национальном
характере меня всегда озадачивает. Кто мы?
Я, например, наполовину кабардинец. По папе
я Карданов, по маме - русский,
Предтеченский. А столбовые дворяне
Предтеченские были католиками, приехали
кто из Испании, кто из Греции. Только во мне
намешано столько кровей... Любого русского
копнуть - он или наполовину армянин, или на
четверть еврей, или на восьмушку таджик,
казах, башкир, татарин. И все говорят по-русски,
считают себя русскими.
РГ| Может, поэтому у нас стали
отождествлять понятия "русский" и "православный".
Шемякин| Увы, да, и это уже
совсем страшно. Когда я вижу этих
коммунистических деятелей в церкви и они
смотрят друг на друга, чтобы не
промахнуться и правильно перекреститься,
меня мутит.
РГ| Почему мутит? Они же для вас
источник вдохновения, разве нет?
Шемякин| Для моих гротесков? (Смеется).
Вопрос о православии очень сложный.
Церковь начинает активно вмешиваться в
политику, в дела искусства, и это тревожный
симптом. Потому что публика там очень
консервативная, чаще всего ограниченная,
это вам не католицизм с его более широкими
и современными взглядами на философию,
культуру и жизнь. Я был в свое время
послушником, келейником в Псково-Печорском
монастыре и хорошо знаю глубинку
православной церкви. И уверен, что если
господа церковники начнут и власть
прибирать к своим рукам, ничего хорошего
для страны из этого не получится. В России
уже была и церковная цензура, и много
тяжких грехов на совести церкви, что, в
частности, и привело к той же революции.
РГ| Вы знаете, что церковь уже
пыталась запрещать спектакли. И выставку
"Осторожно, религия!" громили, и ее
организаторов судили...
Шемякин| А с этой выставкой не
так все просто. Здесь большая коммерция. В
Америке прославился художник, который
выставил фотографию "Христос в моче".
Взял фото распятия, погрузил в мочу,
произошла химическая реакция, распятие
покраснело, он его выставил и в табличке
описал творческий процесс. Естественно,
разыгрался скандал, что ему и было нужно.
Конечно, никто его не судил, но после этого
скандала г-н Андре Серано стал известным
мастером изобразительного искусства.
Другой художник выставил изображение
богоматери, обвешав ее слоновьим калом, и
снова был скандал. Теперь автор продает
свои произведения с какашками по
четыреста тысяч долларов! Одна женщина-фотограф
сделала себе имя инсталляцией на тему "Тайной
вечери" Леонардо, где она сидит голая, а
рядом в виде апостолов - трансвеститы и
дамы легкого поведения. И сразу стала
известной персоной, и цены на ее
произведения подскочили. Вот и эти ребята
в России решили сделать нечто подобное.
Косолапов, к примеру, сделал карикатуру на
темы причастия: из пронзенных гвоздями рук
Христа сочится кока-кола. Конечно, это
глумление над евангельскими сюжетами, и
верующие это произведение разорвали. Еще
Косолапов взял оклад "Богоматерь с
младенцем" и забил его икрой. И снова
скандал. Зато он сразу стал очень
серьезной фигурой и, как видите, уже
представляет искусство России на выставке
в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке...
Искусство бывает кусачим
РГ| Первой громкой акцией
такого рода у нас прославился, если я не
ошибаюсь, Олег Кулик, произведения
которого мало кто видел, но знает его в
России теперь каждая собака.
Шемякин| Я его называю
Шариковым. Он сам себе выбрал эту роль.
Супруга поместила его на веревочку, и он в
ошейнике торжественно въехал в Сохо,
размахивая своими причиндалами.
РГ| В Америке он тоже кусал
прохожих?
Шемякин| Американца особенно не
укусишь. Но попытки он делал - тявкал, ел
собачью еду, писал по-собачьи. Есть в книге
о современном искусстве фотография, где он
сидит на жердочке, изображая не то птицу,
не то собаку, и мочится в сторону публики.
Но проблема не в эпатаже - я не люблю эту
омерзительную спекулятивность. Ну ладно,
Америка зажралась, и эти "некоммерческие"
художники обслуживают самую зажравшуюся
верхушку американского общества - тупую,
ничего ни о чем не знающую. Ей вешают лапшу
на уши и говорят: это сегодня модно. И
мультимиллионер, для которого выложить
пару миллионов - это как для нас пару
рублей, покупает эту ерунду для того, чтобы
попасть в так называемое "хай сосаети"
- "высшее общество", которое Бродский,
почти не меняя английских букв, называл
еще более резко. Но в случае с религией мне
хочется спросить г-на Косолапова: а почему
он не помажет икрой, скажем, мусульманский
религиозный символ? Или иудейский? Да
потому что если иудеи в лучшем случае
морду начистят, то мусульмане могут и
башку отрезать.
РГ| Все, о чем вы говорите,
должна была написать художественная
критика. И об эстетическом, и об
общественном содержании выставки. Разве
не так?
Шемякин| Вы заблуждаетесь: мы
сегодня об эстетике в искусстве вообще не
говорим. Это понятие из прошлого столетия.
РГ| Извините, вырвалось. Но
критика художественная должна быть?
Шемякин| Она есть: Катя Деготь.
Она куратор современного раздела выставки
"Россия!". Когда я критиковал эту
выставку, она представила дело так, будто я
жалуюсь: меня туда не взяли. Ну не взяли - и
ладно, моего имиджа и в России, и на Западе
от этого не убудет. Но ведь выставка
действительно сформирована безобразно.
Как можно было не включить в нее всех
серьезных нонконформистов?! Олега Целкова,
Краснопевцева, Вайсберга, Яковлева,
Зверева, Свешникова, крупнейшего
абстракциониста Михнова-Войтенко? Нет
людей, благодаря которым сознание страны
менялось и перестройка стала возможной.
Это гордость России, но российская
интеллигенция никак на это не реагирует.
Вечность и мусор
РГ| Режиссер Андрей
Кончаловский в "Российской газете"
выступил с большой статьей, где задался
вопросом: где грань между искусством и
профанацией? Критерий он предложил такой:
искусство Рембрандта не может создать
никто, кроме Рембрандта с его мастерством
и стилем. А "Черный квадрат" может
нарисовать любой.
Шемякин| Малевич был
замечательный художник, хотя и темный -
прочтите его дневники. Но он создал культ.
Человек по своему генетическому коду не
более чем дикарь - ему обязательно нужно
чему-то молиться, ему нужен фетиш. Причем
самые интересные вещи в искусстве чаще
всего оказываются за бортом. Есть в
древнеегипетском искусстве вещи
уникальные, их бы нужно знать каждому
образованному человеку, но знают почему-то
только Нефертити. Знают Мону Лизу, Венеру
Милосскую, знают "Черный квадрат". В
храмах Японии, в императорских дворцах
этот "Квадрат" уже давно входил в
оформление комнат. Сейчас на моей
экспозиции будут выставлены фрагменты
фресок XII-XIII веков из православных соборов,
и там вы опять увидите эти "Квадраты".
РГ| Тогда в чем открытие
Малевича?
Шемякин| В том, что он первый
заявил о том, что он - первый.
РГ| То есть та же мистификация?
Шемякин| По большому счету,
конечно. Чем кончил Малевич? Он вернулся к
довольно посредственным автопортретам в
духе Пьеро делла Франческа.
РГ| Как вы относитесь в Энди
Уорхолу?
Шемякин| Поймите мою позицию. Я
занимаюсь исследованием искусства. Я не
имею права никого ни любить, ни отрицать.
Когда я веду свои исследования, для меня
что Уорхол, что Тициан - это одно и то же.
РГ| Кончаловский считает его
творения все той же профанацией. По какую
сторону границы они для вас?
Шемякин| Он великолепный
дизайнер, но не более того. Был декоратором.
Сказал в свое время: "Мама, я буду
известным человеком" - и стал им.
РГ| Не могу не задать глупый
вопрос: скажите, а понятие идеала в
искусстве еще существует?
Шемякин| Нет. Его не нужно.
Теперь иначе: хотите пробиться - нужно быть
актуальным. Когда директрису одного музея
спросили, отчего у нее выставлено столько
хлама, она ответила: "Нас художники-профессионалы
не интересуют. Нас интересуют новые
технологии, урбанизм и секс".
РГ| Вы сейчас просто
констатируете факт или испытываете какие-нибудь
чувства - сожаления, скорби, гнева? По
поводу этой вот тенденции в искусстве.
Шемякин| Искусство теперь так
связано с социумом, с торговцами, что само
по себе уже не живет. Оно влилось в
определенные социальные структуры. Если
раньше оно, скажем, обслуживало церковь, то
сегодня церковных заказов художники не
имеют, портретисты почти не нужны, граверы,
миниатюристы исчезли. Многие направления
в изобразительном искусстве просто не
востребованы. И поэтому искусство вписано
в другие ниши, другие функции выполняет.
Как художник, приверженный идеалам
красоты, я могу горевать, но с точки зрения
философии приходится к этому относиться
стоически. Андрей Белый говорил, что
художник - это пророк непережитого чувства
человечества. Все, что сегодня творится, на
первый взгляд чистой воды безобразие.
Смотришь с ужасом: что происходит! Сколько
же мы будем бегать голыми и валяться в
дерьме? Но, возможно, это
запрограммировано тем, кого именуют
Господом Богом. И мы должны дойти до
определенного рубежа, чтобы потом начать
собирать камни и возвращаться к
нормальному человеческому состоянию. А я
занимаюсь систематизацией всего этого.
Иногда, если сделать экспозицию из
собранного, то людям будет страшно. Вот
показательный случай. Художник Кошут
написал на белом фоне черными буквами: "Трава
помята". Эту надпись галерист Лео
Кастель продал за 300 тысяч долларов. По
поводу этой помятой травы был написан вот
такой том, из которого следовало, что эта
надпись - почти что библия. Чтобы
заработать еще больше денег, Лео Кастель
заставил Кошута написать эту фразу много
раз. И каждая такая бумажка продавалась по
30 тысяч долларов. То есть за какой-то месяц
Лео Кастель на этой траве сделал миллиона
три-четыре.
РГ| То есть сегодня искусство -
это раскрутка, так?
Шемякин| Совершенно верно,
раскрутка. Я жил в Сохо. Галерея Лео
Кастеля была напротив. Заглядываю в окно -
там готовится выставка. Пустой зал,
подставки для скульптур, и на одной стоит
мешок с мусором. И вот я, искусствовед,
художник, пялюсь в окно на эти мешки и на
полном серьезе размышляю: это скульптура
или просто кто-то из рабочих забыл вынести?
Понимаете, создано целое метафизическое
пространство: по ту сторону двери это
мусор, но стоило его внести в зал галереи, а
Кастелю объявить это высоким искусством -
и мешок с мусором будет стоить сотни тысяч
долларов.
РГ| Как все просто!
Лимонадный Джо
РГ| Вы хорошо знаете Лимонова.
Со временем он претерпел некоторую
эволюцию - как вы относитесь к нему,
теперешнему?
Шемякин| Я же первый
опубликовал в альманахе "Аполлон" его
маленькую вещь, о которой он теперь,
кажется, очень не любит вспоминать: "Мы -
национальный герой". И там есть его
программа: Лимонов едет на лимузине,
Лимонова встречает народ... То есть замашки
маленького фюрера наблюдались уже тогда, в
1977 году. А сейчас... ребят жалко. Лимоновцев.
Я с ними встречался - это просто
искалеченные, зомбированные мальчишки и
девчонки, потерянное поколение. Как-то
после одного интервью в Москве ко мне
подошел молодой человек, представился: "Я
от Лимонова. И он и вся наша организация
просит: вы в хороших отношениях с Путиным -
замолвите за него словечко". Я обещал и
слово сдержал. Хотя каждая минута встречи
с президентом - это в любой стране на вес
золота. Надо поговорить и о делах
искусства, и об институте, и о многом
другом. Но заговорил и о Лимонове. "Как
вы к нему относитесь?" - спросил Путин. Ну
как отношусь: мы с ним когда-то дружили, он
достаточно серьезный человек и, если с ним
серьезно поговорить, многие вещи понимает.
Есть, конечно, и тараканы, но на то он и
писатель. Путин старается держать свое
слово, и вскоре прошло сообщение, что
Лимонов выходит на свободу. Но тут
произошел какой-то очередной теракт, и его
выход на свободу задержался. Но в принципе
его освобождение - это, конечно, решение
президента. И наша встреча в этом сыграла
свою роль. Хотя Лимонов, конечно же,
написал очередную книжку, где к нему в
тюрьму с покаянием пришел я, потом пришел
Иосиф Бродский. Хотя я не только не
приходил, но и не знал, где он сидит. Это все
мечты Лимонова. Почему-то он не пишет, что к
нему приходят его ребята, - нет, приходит
Шемякин, покойный Бродский, чтобы сказать,
какой Лимонов классик... Кант мог бы еще
прийти... Когда я ему челюсть сломал, он
написал целый роман против меня, выведя
под именем хулигана Алекса. Так что, когда
меня спрашивают, как я отношусь к Лимонову,
я отвечаю: мы повязаны судьбой и временем.
Лимон есть Лимон - что с Лимона взять!
Захотел стать фюрером - и стал, только
маленьким. Сейчас он хочет походить на
Троцкого. Всех спрашивает: ну как, я на
Троцкого похож? А однажды, еще перед его
посадкой, мы говорили по телефону. Он
сказал: "Миша, кончай заниматься ерундой.
Приезжай сюда, мы вдвоем здесь такого
натворим! Можно же власть захватить!" Я
говорю... брысь! (это Шемякин - коту, который
нахально влез на стол). Так вот, я говорю:
меня власть меньше всего интересует. "Понимаешь,
- говорит он, - сегодня нужно заниматься
политикой! Все остальное - ерунда!" На
это я ему ответил, что всю жизнь занимался
ерундой, то есть искусством, им и буду
заниматься дальше.
Высказаться
Источники:
https://www.cultradio.ru/doc.html?id=54918&cid=44
https://2002.NovayaGazeta.Ru/nomer/2002/88n/n88n-s41.shtml
Выход в раздел "Учителя и
авторитеты"
Выход в раздел "Уважаемые
петербуржцы"
|