Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Первая компонента ТРИАДЫ РОСТА

Знания о человеке:

Социально-ролевой и векторный анализы, Социально-ролевая геномика

 Толкование определений 

Материал связан со страницами:

Анализ человеческих наклонностей является базой и отправной точкой в прикладных методиках поведенческой экономики, широко применяется сторонниками бихевиористической школы организационного поведения. Подход к такому анализу различен у представителей психологической школы и у представителей конвергентных наук (когнитивистики, менеджмента и т.д.).

Оба взгляда на процесс анализа однако сходятся в признании главенства законов природы и генетически заложенных программ мотивации личности (бессознательного) над программами, сформированными в социуме (семьей, школой, опытом, тренингами). Такой анализ направлен на выявление глубинно заложенной в человеке (врожденной) мотивации на исполнение своей социальной роли (миссии), которая остается неизменной при всех надстройках опыта. Анализ содержит и метафизический аспект, разделяющий всех нас на людей пространства, времени, энергии и информации.

На этом коренная общность двух подходов к анализу мотивов человека заканчивается и начинаются различия. Два разных подхода сформировали: 


- со стороны психологии «Системно-векторный психоанализ»,
- со стороны когнитивистики и менеджмента «Социально-ролевую геномику» и «Социально-ролевой анализ организационного поведения».

Социально-ролевая геномика заявила о себе несколько позже векторного психоанализа (СВП), и заявила критически. Для человека, не занятого в менеджменте изменений и интересующегося предметом в целях манипуляции (выстраивания отношений и т.д.), СВП в том виде как он есть — вполне достаточно. Недостатки СВП обнажаются как только речь заходит об управлении живыми системами (компаниями) и об их развитии. Вне границ психологии, например, в бизнесе, где homo-sapiens является уже homo-economicus, СВП не применяется, поскольку здесь им можно только навредить, но не помочь в решении проблем.

Слово «вектор» является заменяющим синонимом слова «наклонность», имеет логистическое происхождение (Wiki). Ограничить свой багаж узнаванием векторов не просто недостаточно, а попросту неверно для менеджера. Это означает, что первая компонента Триады Роста им не освоена, когнитивные науки (генетика, нейролингвистика,  функциональная геномика) остались на обочине. Менеджер может считать себя готовым к проектам изменений в случае если он овладел на практике и способен провести «Анализ и прогнозирование генетически обусловленных социально-ролевых предпочтений человека в экономических системах» .

Содержание подходов

Системно-векторный психоанализ (СВП) определяет доминанты в системе врожденных наклонностей на основе наблюдений, толкований, допущений и трактовок. Такие доминанты называют «векторами», а две самые яркие формируют в данной версии персональный векторный код человека (ВК). Анализ по версии СВП называется «векторной диагностикой»
 
Разработчик современной российской версии СВП Виктор Толкачев определял векторный код как шифр, объясняющий выбор человеком жизненного сценария, профессии, страны проживания, судьбы (в том смысле, что судьбу определяет характер), партнеров, болезней, хобби и т.д. По мнению Виктора Константиновича это прикладное Знание было известно древним и применялось ими при врачевании душ. Узнавание человеком своего векторного кода «возвращает» его к себе, позволяет осознать свое истинное предназначение; помогает отказаться от растраты сил на «не своё»; найти пути совершенствования своих сильных сторон; на основе знаний и искреннего диалога со своим Я пройти свой, а не навязанный кем-то жизненный путь.

Преимущества ВП по сравнению с общей психологией очевидны для того, для кого «знание это понимание причин». Если самоцелью является навешивание ярлыков и разделение людей на кучки, то прощание с соционикой или другими вульгарными (в смысле упрощающими до искажения) не происходит. Люди предпочитают не замечать «нестыковки» в том, что им нравится. Например, соционика, называя одного Есениным, а другого Гамлетом или Жуковым, не только сравнивает реальные исторические личности с вымышленными литературными героями, но, главное — не объясняет, почему этот человек «Есенин», а этот «Гамлет», вследствие каких причин? И какие из этих причин подлежат корректировке для улучшения жизни человека.

Недостатки векторного психоанализа проистекают из его автономности. Исходные данные подход черпает из психологии, полной ярких гипотез. Например считается, что векторов столько, сколько отверстий в (на) теле человека. Исходя из этого СВП определяет восемь векторов. Если бы СВП разрабатывали более искушённые в анатомии мужчины, они бы заметили, что у женщин на одно отверстие больше...

Те кто знаком с Теорией Систем, в целом не усматривают в нём системности. Они знают, что даже стройная система взаимосвязей, но замкнутая сама на себя, начинает порождать ошибки. Замкнутость СВП омертвляет его, делая непригодным для применения в бизнесе. Сами психологи соглашаются с тем, что одни и те же люди ведут себя по-разному в нефинансовом сообществе (классе, отряде, социальной группе и т.д.) и там, где важную роль играют деньги.

Применение СВП в HRM чревато рисками нанесения ущерба как корпоративной культуре в целом, так как человеку в отдельности. Типология СВП оценочно окрашена и оправдывает превосходство обладателей одних векторных пар над другими. Одни роли (и, как следствие, люди) оказываются хорошими, а другие — опасными. Лидерство как биолого-социальный феномен  в своём значении искажается. Это формирует моду на суррогатное лидерство и питает спрос на лидерские курсы. Векторная диагностика даёт сбои, когда её применяют к homo-economicus. Возможности СВП для человека заканчиваются у дверей офиса конкретного предприятия, на границе персональной программы self-management.

История СВП в советской (а теперь, российской) традиции пишется психологами даже не с Н.А. Роббера, Ф. Тильмана, а с Зигмунда Фрейда (двух его работ, заложивших основы будущей методики: «Характер и анальная эротика», незаконченная  работа «Характер и уретральная эротика»). Позже активно развивалась трудами проф. В.А. Ганзена (Санкт-Петербургский Университет советской эпохи) и его ученика В.К. Толкачева. Более 30-ти лет известна в Америке, в том числе, в среде консультантов, помогающим сценаристам выстроить точный образ героя кинематографического произведения.

Попытки давать СВП на тренингах личностного роста часто являются симуляцией, так как для роста необходима не только личность (иначе попросту нечего растить), но и знания, способности, силы, ориентиры и многое другое. Есть примеры предложения СВП в рамках курсов для всех желающих как некой универсальной методики, способной дать ответы на любые вопросы, что, разумеется, не соответствует действительности и приводит к разочарованиям. Прослушивание лекций без тренинга обретённых навыков не приводит здесь к овладению практическими инструментами точно также, как и в других отраслях знаний. Подмена «я научился» на «я информирован» опасна везде и имеет лишь негативные последствия.

Тем не менее СВП может являться серьёзным шагом для того, кто хочет познакомиться с самим собой, а это едва ли не первейшая цель человеческой жизни.

В отличие от СВП, ограниченного рамками психологии, социально-ролевой анализ (как и его база — когнитивистика) охватывает работы эволюционистов и мыслителей, практиков и ученых, внёсших свой вклад в становление этого конвергентного знания без относительного того, к какой научной школе они принадлежат.

Социально-ролевой анализ оргповедения

методология, включающая в себя ВП лишь как часть, наряду с эволюционной теорией, антропологией, менеджментом, когнитивистикой и другими науками. Проводники данной точки зрения на анализ и прогнозирование поведения человека пристально следят за публикациями и открытиями мира генетики, осторожно транслируя часть этих сведений неподготовленной аудитории.

Специалистов по социально-ролевому анализу очень мало, так как для передачи ПРАКТИЧЕСКИХ знаний в данной сфере необходимо (помимо знания теории или истории вопроса) наличие реального опыта управления изменениями в бизнесе. Социально-ролевой анализ как аналитический инструмент не ограничивается определением наклонностей (ярлыками, векторами и т.п.), он определяет риски, точки роста, лучшие партнерские союзы, лучшие сценарии для развития организации, но самое ценное, оно научает прогнозированию.

Определение персонального кода человека здесь предполагает выделение трёх (а не двух как у СВП) доминант, подтверждаемых инструментами геномики. Курс по социально-ролевому анализу располагает большим числом тренировочных кейсов, способных проиллюстрировать точность оценки, в том числе и через проверку сделанных ранее прогнозов. На социально-ролевом анализе основана футурология личности. Обучаемый натренировывает навык объемного 4D-чтения человека как живой системы, определения его и своих собственных «установок по умолчанию», а не навык навешивания ярлыков.

Для руководителей и предпринимателей поиск ответа на вопрос «разбираетесь ли вы в людях», на самом деле краток и прост если вы можете предсказать реакцию человека, его следующий шаг, выбор, путь и т.д. разбираетесь, не можете прогнозировать не разбираетесь. По этой причине тренинговая часть социально-ролевого анализа насыщена кейсами и задачами, направленными как на диагностику, так и на прогнозирование. Именно это делает руководителя более зрячим в вопросах управления Командой, в выборе преемника, а также более эффективным в управлении, так как он начинает основываться на видении (почти рентгеновском) подлинных мотивов человека, а не тех, какие тот совершенно искренне озвучивает.

Как уже отмечалось выше, каждый менеджер должен овладеть таким предметом, как Анализ и диагностика генетически обусловленных социально-ролевых предпочтений человека в экономических (!) системах (АДГОП). Это практическая методика проектирования команд под задачу. Активно пропагандируется менеджерами, разделяющими взгляд Питера Друкера на деловое сообщество:

"Организация – это особый инструмент, помогающий реализации сильных сторон человека и одновременно нейтрализующий и обезвреживающий человеческие слабости. Люди, отличающиеся большими способностями, не нуждаются в организации и не испытывают желания в ней работать".

"Эффективный управляющий", 1966 г.

Замалчивается и игнорируется представителями индустрии обучающего консалтинга во многом по причине того, что получение этих знаний становится для человека обретением силы, и он перестаёт нуждаться в коучах, советчиках и консультантах.

Также АДГОП:

  • Делает управление людьми осознанным. 

  • Исключает ошибки назначения на должность. 

  • Помогает отличить мнимого лидера от настоящего. 

  • Выявляет суть лидерства, определяет его оттенки, формы и методы работы с ним.

  • Проявляет скрытые мотивы подчиненных. 

  • Значительно повышает иммунитет потребителей управленческих идей к модным, проходным и не подкрепленным системным базисом идеям-вирус (пример).

  • Улучшает качество проектов по организационному развитию. 

  • Позволяет достоверно оценить масштаб и характер риска сопротивления переменам. 

  • Значительно повышает качество результата при формировании команды управленцев. 

  • Незаменим при разработке программ развития персонала, матриц компетенций, анкет, в ассесменте, коучинге, при выборе преемника.

  • Незаменим на этапе анализа корпоративной культуры, кадрового потенциала и лидерского запаса компании перед проектами изменений, развития или запуском импрувмента.

Социально-ролевая геномика

методология разработанная именно для бизнеса и развивающихся компаний. Включает в себя АДГОП. Постоянно развивается, уточняется и пополняется за счёт открытий когнитивных наук.

Знания по обоим направлениям вы можете получить в нашем Центре Инновационных Учебных Программ 

См. также 

Пример курса по ВАОП (фото и отзывы).

Альтруизм и Совесть как индикаторы правдивости

Эгоистичный лидер

Созвучные нашему научному направлению точки из выпуска программы 5 канала "Истории из Будущего".

- Чем менее развито существо, тем больше его поведение обусловлено влиянием заложенных при рождении программ.
- Школа это накопление решений из поколения в поколение проблем, которые нельзя решить трехлетними грантами. Кроме того, их нельзя решить только читая книги. Нужно вариться в этом котле.
- Хотя на Западе говорят о когнитивных науках как о чём-то новом, в России это было уже в 19 веке: И. М. Сеченов (трактат "Кому и как разрабатывать психологию?"), И. Павлов, Бехтерев, Ухтомский. Все наши школы были пионерскими в этом направлении.
- Западом наши исследования долго отвергались как слишком широкие и конвергентные для их научной традиции. Там только теперь приходят к тому, что в России было осознано за прошедшие полтора века.
- Психологам не удалось узурпировать теорию когнитивного диссонанса. Её успешно используют педагоги, рекламщики, политтехнологи. И Лидеры Перемен.

 

Высказаться 

Посетить заочно ознакомительное занятие

Перейти на сайт Гильдии Лидеров Перемен

Системно-векторный психоанализ... а лучше Идите нафик или Добро пожаловать в клуб (воспоминание о Викторе Толкачёве)

Материал 2016 г. "Дважды пять причин изучать социально-ролевую геномику"

Связаться с инструктором

 

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001