Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Инструктаж зимней группы Theme-diving прошел 4 ноября

Дайверы питерской зимней группы курса theme-diving для руководителей прошли инструктаж 4 ноября в арт-галерее "N проспект". Среди участников были и те, кто пока не готов начать заниматься в группе, но интуитивно чувствует, что ответы на волнующие его вопросы (как в бизнесе, так и в частной жизни), находятся в сфере когнитивных наук и менеджмента. На инструктаже были даны ответы на следующие вопросы: 

1. "Из какой отрасли знаний информация, которую вы даёте?"

Ответ инструктора Елены МаркушинойКогнитивистика, неодарвинизм и менеджмент.

Когнитивистика (когнитивная наука) (лат. cognitio — познание) — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта. В когнитивистике совместно используются компьютерные модели, взятые из теории искусственного интеллекта, и экспериментальные методы, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных теорий работы человеческого мозга. Когнитивистика во многом обязана своим появлением учению Вернадского о ноосфере. Ключевым техническим достижением, сделавшим когнитивистику возможной, стали новые методы сканирования мозга. Томография и другие методы впервые позволили заглянуть внутрь мозга и получить прямые, а не косвенные данные о его работе. Важную роль сыграли и всё более мощные компьютеры.

Днем рождения когнитивной науки считается 11 сентября 1956 года – один из дней симпозиума в Массачусетском Технологическом Институте, когда состоялись три доклада, конституировавшие когнитивную науку как таковую. С того дня список наук, составляющих когнитивистику расширился. Так в неё теперь входит нейроэкономика.

2. "Почему вы этим занимаетесь, ведь ваша профессия управленческая – управление изменениями?"

Ответ: 

2.1.. Потому, что "организации не меняются, меняются люди" (Д. Катценбах);  "люди не меняются" (А. Шопенгауэр); "никогда не говори никогда" (народная мудрость).

2.2. Потому что "управление по бестселлеру" - опасная вещь. Менеджеры доверяют даже тем, книгам, в которых написано:

«Скажу вам по личному опыту, многие очень компетентные руководители потерпели фиаско, пытаясь привести в действие механизм изменений. Это навело меня на мысль, что здесь действуют более универсальные принципы…Проблемы организаций находятся где-то посредине между экологическими и личными. Почему мы рассматриваем наши организации как жесткие структуры, а не как сообщества... Я размышлял над этим более 25 лет и пришел к выводу: нам нужно осознать, что мы - часть природы и неотделимы от нее. Оглянитесь назад и подумайте, почему большинство попыток реформирования окончились провалом. Вот наиболее вероятное объяснение: компании в действительности являются живыми организмами, а не машинами».

Всё так, но нет уверенности, что Питер Сенге - автор книг «Пятая Дисциплина» и «Танец перемен» - понял что это значит. Вместо того, чтобы 25 лет размышлять о предмете, можно было просто разобраться в нём... Читатели решили, что поняли Сенге. Его книги расходятся огромными тиражами. Но ни одна из сторон не заметила ни открытый когнитивистики, ни результатов исследований экспериментальной психологии, ни выводов практиков организационного развития.

2.3.  Управление изменениями стоит на трех китах: люди, процессы, информационные технологии. В основе перемен лежит человеческий фактор.  Предмет труда управляющего изменениями - проблемы стыка. Решить проблемы бизнеса и организаций можно лишь строго следуя принципу конвергенции наук, так как ни одна чистая наука не умеет дать трактовку проблем стыка и работать с ними.

2.4. Чтобы планировать перемены, нам нужно дойти той молекулы/атома/нейтрино, что есть суть неизменное и плясать от него, как от печки. Выделить то, что вы изменить не сможете, - полдела, надо понимать, что ради перемен это нужно будет принять.

2.5. Узко-психологический подход к управлению персоналом дискредитировал себя. Сказанное Друкером в 1966 году («Эффективный управляющий») начинает доходить до умов эффективных собственников.

«Организация – это особый инструмент, помогающий реализации сильных сторон человека и одновременно нейтрализующий и обезвреживающий человеческие слабости. Люди, отличающиеся большими способностями, не нуждаются в организации и не испытывают желания в ней работать».

3. "Это всё импортное?"

Ответ: У истоков когнитивистики стояли русский учётные: Павлов, Бехтерев, Ухтомский, Выгоцкий, Соколов, Толкачёв. Сегодня Анохин, Аллахвердов, Черниговская, Александров. Поклонники иностранных имён услышат на курсе такие Фрэнсис Крик, Ричард Докинз, Вернон Смит, Даниель Канеман, Аарон Тверски, Беррес Фредерик Скиннер, Роджер Пенроуз, Теренц Дикан, Сьюзан Блэкмор, Август Вейсман, Фрэнсис Бекон, Дэвид Чалмерс, Джон Уотсон и другие.

4. "Если я хочу понять, как мне стать счастливой – этого не годится для личной цели прохождения курса?"

Ответ: Бертран Рассел прочел и заметил, что человечество переоценивает свою зацикленность на счастье. Большинство людей предпочитают не быть счастливыми, но получать определенные эмоции. Персональная цель для курса «что есть МОЁ счастье» - вполне достойная.

5. "У меня уже каких только дипломов нет и после МВА я думала, что «вот теперь-то я знаю всё. Что надо», а тут стали происходить ситуации, и я понимаю, что для них у  меня нет ни опты ни знаний, ни друзей, кто может подсказать. Опять учиться что ли? Объем того, что мне еще неизвестно, больше того, что был 10 лет назад".




6.  "Я слышал, что на Западе с 60-х, то есть после появления когнитивистики началось массовое бегство психологов из психологии, точнее бегство самых умных из этой сферы, которая была вынуждена расписаться в своём полном бессилии вписать человека в современный мир, сделать его самого и его жизнь лучше, помочь бизнесу".

Ответ: Джордж А. Миллер в статье «Когнитивная революция с исторической точки зрения» пишет: «Бихевиоризм был захватывающей авантюрой для экспериментальной психологии, но к середине 1950-х стало очевидно, что он нежизнеспособен. Как заметил Хомский, определять психологию как науку о поведении – все равно что определять физику как науку об показаниях счетчиков». 

7. "По окончании курса я смогу прогнозировать реакцию людей? Здесь всё выглядит таким сложным. А попроще нельзя?"

Ответ: После курса и неустанной практики - да, сможете. 

8. "У меня старший сын и младший – два совершенно разных человека. У них разница 15 лет. Старший в бизнес хочет пойти и в целом парень успешный, мы много в него вложили, а младший – ну как не наша кровь. Ничего не работает: ни мои приёмы, ни тумаки мужа. А мальчишка неглупый. Я чувствую, что я или погублю парня своими методами воспитания, или потеряю с ним контакт. Но тогда всё, что я сейчас на работе делаю, тогда не нужно будет. Ведь всё ради детей. Смогу я разобраться, что в моём сыне моё, а что нет, и как с ним общаться?"

Ответ: Да, сможете.

9.  "Я в целом здоровый человек, но последние года два постоянно чувствую себя плохо.  Врачи ничего не могут найти, организм как будто рассыпается, не могу сосредоточиться на чём-то. Масса суеты, но мало результата. Сказывается на всём: на семье, на бизнесе. Может я не то что-то делаю? Или не так?"

Ответ: Если проблема в ловушках сознания, то вы её решите. Правильный шаг уже сделан - вы пришли на курс и хотите решить задачу самостоятельно, потрудиться, а не получить готовое и бесполезное решение (совет или таблетку).

10. "Мы разработали мотивацию персонала для менеджеров и она хорошо работала пару лет, но персонал поменялся и те же условия люди не принимают. Причина не в экономике, а в чём-то другом. Люди пришли другие, может в этом дело?"

Ответ: Дело и в людях, и в системе мотиваций и оплаты труда. В чём её слабости - вы можете обнаружить в процессе погружения. Поставьте себе такую персональную цель - я учту её в подготовке контента.

11. "В нашем агентстве руководство непробиваемое какое-то. Москва ведь, конкуренция, а им всё равно, будет фирма развиваться или нет. Они как будто не слышат никого. Им до сытости еще далеко, то есть мотивация должна быть. Они призывают нас лучше работать и развивать компанию, а сами тащат её на дно. Я смогу разобраться, какова моя роль во всей этой истории? Может время не терять и уволиться?"

Ответ: Добавьте этот вопрос к персональной цели. Ответите нам  сами на последнем занятии.

12. "Когда мы с коллегами встречаемся на дилерских конференциях, есть один вопрос, который все тщательно обходят – нашу национальную непохожесть и культурные проблемы, которые не могут исключить никакие универсальные регламенты нашей международной корпорации. У нас разные восприятие и логика, ценности и стереотипы. Можно как-то разобраться в истоках менталитета и учитывать их влияние?"

Ответ: Можно и нужно. Когнитивную географию и социологию мы затрагиваем непременно. Коды некоторых народов вы узнаете. Можем отдельную встречу посвятить России. Но есть и общеизвестные факты, как например различия в логике, которая бывает не только мужская и женская. Россия, ориентируясь на Запад, "стоит" на аристотелевской логике, а Восток - на галилеевской.

В галилеевской логике и азиатской культуре непрерывность рассматривается как принципиальное свойство мира, а в западной – он представляется дискретным и состоящим из отдельных объектов. 

Аристотелевская логика противопоставляет противоположности, в ней существуют: земное и небесное, нормальное и патологическое, дихотомии (правое и левое, эмоциональное и когнитивное). Людям удобен именно Аристотель, например, компании хотят точно знать когда начинать оплачивать больничный лист. Медики проводят черту - тут болен, тут не болен.

"Даже арифметические действия люди англо- и китаеязычные совершают по-разному (активность мозга и когнитивные операции у нас разные) когда они из 5 вычитают 3. Когда англичане и немцы смотрят на одну и ту же зрительную сцену, чтобы её в науке проанализировать, англичане выделяют более дробные куски, а немцы дробят поведение объекта по событиям результата" (фильм с подробностями).

В этом же фильме Татьяна Черниговская отмечает, что специфика российского научного мышления проявляется в терпимости к неопределенности и противоречиям (такова специфика в целом азиатского мышления). "Чехов "национальной науки нет. Что национальное - то не наука". Достоевский "Вздор. Наука всегда везде была в высшей степени национальна, а на самом деле истина не может быть национальной. Истина универсальна, но разные национальности могут быть призваны к раскрытию разных сторон истины. Это противоречие означает необходимость мировой науки как согласованной координированной активности национальных наук".

13. "В 2010 году Kinsmark акцентировали внимание на переменах в мире, часто упоминали прогнозы Капицы. Знания, которые я получу при погружении – устаревающий пласт или они пригодятся мне и будущем?"

Ответ. Не устаревший, а предложенный вам "с опережением". Кроме демографических, экологических и культурных тенденций есть еще и когнитивные.

14.  "Типологии – это, пожалуй, единственное, что меня интересует во всем этом. Если гороскопы и соционика – это бред собачий, то MBTI (Майерс-Бригс) вполне годится для компаний. Вы утверждаете, что есть типология более точная?"

Ответ. Я не утверждаю, я показываю что она есть и работает, и научаю вас её использовать правильно. На курс приходили люди с большим скепсисом, поскольку владели не только MBTI, но и типологией, применяемой, скажем, в оперативной работе органов госбезопасности. Заканчивалось это прощанием со скепсисом во время погружения и докладом в его финале на тему несовершенств применяемого прежде метода. Они стали очевидны для дайвера после курса.

15. "Я приглашен на позицию наёмного генерального директора. Собственник очень странный человек. Вроде бы нормальный и спокойный, но ни с того ни с сего вдруг может взорваться и начать орать несколько минут. Что это? Может он болен, или я не знаю чего? Еще возьму на себя ответственность за фирму больного человека, как-то я не готов к такому.  Если я не пойму собственника, то у нас контакта не получится, а для моей работы – это важно. Я смогу его понять в процессе курса? Мне это важно не просто само по себе, но и потому, что я хочу создать фирму счастливых людей".

Ответ: Сможете. 

Компания счастливых людей - красивая, но опасная теория. И не только потому, что счастье у всех разное или от того, что люди хотят определенных эмоций в определенных дозах из определенного источника. Опасна эта теория применением на практике. Во-первых, говорить об этом можно лишь на пути к менеджменту пятого уровня. Во-вторых, чтобы согласовать цели и привести их к какому-то светлому знаменателю нужен компромисс. Генеральные зачастую просто навязывают компании свою версию устройства корпоративного мира; они тоже люди и не способны принять чуждые им мотивы и устремления. Да они и не заботятся об этом, поскольку считают, что власть освобождает их от такой надобности. Но для обладателей иных представлений всё генеральское также чуждо. Если босс - образованная  личность, способная принять "другие счастья", то носители этого другого осуществляют труд понимания и принятия далеко не всегда. Так упускают из виду главное: компромисс - это не уступка, это двусторонний процесс.

16. "В прошлом году я прошел в Питере курс лидерства, и мне понравилось. Со мной также успешно прошли курс еще несколько человек, которые лидерами никогда не станут даже если их под гипнозом держать неделю. Но они считают себя лидерами. Недавно я случайно познакомился с человеком, который, как говорится, лидер от Бога. Я посмотрел на него и понял, что я никакой не лидер, так как он - не могу, не дано мне. Он вряд ли оказался бы на моих курсах. Во-первых: ему и не нужно. Во-вторых: нашим тренерам до него как ..... Теперь меня гложат подозрения, что с лидерством что-то не так, и есть какие-то врожденные вещи, без которых обучение лидерству – надуваловка и шарлатанство".

Ответ: Вам не показалось. Природе лидерства у нас посвящено несколько часов.

17. "Для руководителя, насколько мне известно, важно уметь разбираться в людях. С этим у меня неплохо. Но тут недавно я выяснил (случайно), что себя не знаю вообще. Хочу делать одно, но делаю другое и, если обернуться назад, то статистика моих поступков и решений рисует портрет совершенно другого человек, не того, кого я знаю. Я не могу сказать «мне нужно разобраться в себе», но мне нужно разобраться в себе. Я смогу это сделать?"

Ответ: Да и гораздо глубже, чем это описано в видео-сюжете

18.  "Мы потратили на мероприятия по выработке миссии дольше миллиона рублей. Тут всё, и затрата на консультантов и на выезды на загородные базы для стратегических сессий руководства. Но знаете что: когда сейчас я читаю нашу миссию, я понимаю, что достаточно заменить название нашей компании на любое другое и та же миссия ей подойдет. Мы так и не нашли своего лица. Мне кажется, что ответ в области оргповедения, верно?"

Ответ: Верно.

19.   "Мы хотим не просто разработать стратегию – на этом все останавливаются чаще всего – а продолжить процесс декомпозиции стратегических целей на нижние уровни параллельно с внедрением ринги. Нам без поведенческой экономики никак. Вы можете нам помочь?"

Ответ: Погружения потому и погружения, что вы получаете нечто, что делает вас сильнее, делает свободным от необходимости обращаться за помощью по целому ряду вопросов. Основной концепт философии о познании мира человеком (восприятие-анализ-синтез) мы рассматриваем глубже:

- информирование (запись в память на будущее узнавание)

- усвоение как понимание (для чего необходимы практика и сравнительная статистика)

- осмысление (инсайт).

Многие люди всё понимают, но ничего не делают, ничего не меняют. Понимание не даёт импульса к изменениям, но может изменить отношение. Опыт инсайтов делает человека способным к действиям, поскольку он уже другой, а этот другой уже просто не может жить по-старому.

20. "Сколько времени мы должны "провести на глубине", чтобы усвоить материал по курсу "Организационное поведение" или "PUZZLE-проектирование команд" в минимальном объёме?"

Ответ. Оплачиваемый минимум – 44 часа (встречи, работа «по принуждению» дома, подготовка эссе, просмотр и анализ кейсов, экзамен). Бесплатная поддержка полгода.

Для успешной практики в области проектирования бизнес-команд нужен бизнес-курс (это второе погружение). Точно также те, кто взял глубину "Организационное поведение", уже имеют возможность сделать следующий шаг на глубину "Когнитивный менеджмент".

21. "Какое снаряжение потребуется и не унесёт ли меня?"

Ответ: Снаряжение: жизненный опыт, управленческий опыт, опыт решения конфликтов и изменений. Задачи, кейсы, учебные фильмы, артефакты.

Не унесёт. Для этого есть лидер группы, внимание инструктора, персональная цель (как трос связи с лодкой) и таинственные гости.

Декомпрессия начнется с написания работы по персональному фильму. Выход на берег ознаменуется написанием эссе "что мне дал курс" и сдачей экзамена на сертификат KINSMARK.

22. "Это погружение достаточно для успешной работы в управлении изменениями? Мне кажется, тут даже больше, чем нужно."

Ответ: Одно погружение - предельный минимум, азбука для начала работы. Сами виды и методы управления изменениями стоит изучать после курса.

23. "Почему вы назвали такую форму работы дайвингом, а не походом в горы?"

Ответ: Потому, что мы осуществляем поиск того, что Деминг называл глубинными знаниями. В заоблачных вершинах пребывают теории, иллюзии и надежды. Для успешной практики в области управления развитием некоторые вещи нужно знать глубоко. Потому, что корабль корпорации может напороться на рифы, которые можно исследовать заранее. Потому, что все ответы находятся в глубинах способностей человека. В конце концов, во всех сказках для того чтобы  увидеть нечто очень важное, герой погружает взгляд в глубину зеркала, а зеркала нужны всем. И компаниям тоже.

Высказаться 

Перейти на сайт Международной Гильдии Лидеров Перемен

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001