Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Коммерческая логистика как фактор упрочения иммунитета бизнеса.

Маркушина Е. (Рогольская), «Бизнес Шанс», N40, 1996. Размещено 9 мая 2002 г.

Коммерческая логистика – проверенный и надежный способ удержать фирму на плаву в условиях несовершенной рыночной экономики. Не применение хотя и продиктовано современными экономическими реалиями, все же не столь активно востребуется русским бизнесом, как хотелось бы.

 

Логистический способ принятия управленческих решений нуждается не в рекламе, а в популяризации, так как на Западе является привычной ежедневной практикой. В развитых капиталистических странах, в более или менее сложной организационной структуре непременно присутствует служба логистики. Функционирование последней обеспечивает фирме снижение только материальных затрат на 15-20%.

 

Сегодня в России существует реальная угроза повторения ошибок, допущенных американцами в 30-е годы нашего столетия. Тогда повсеместное стимулирование сбыта, и не в последнюю очередь с помощью рекламы, привели к тому, что мы называем сегодня «великой депрессией». Справедливости ради надо заметить, что угроза эта имеет более тенденционный характер, представить себе товарное изобилие в России сегодня сложно.

 

В 60-е годы в США началась битва за покупателя. Это время рождения анализирующего маркетинга и лозунга «производить, то, что продается, а не наоборот». Однако, энергетический кризис 70-х, ясно дал понять производителю, что без применения ресурсосберегающих технологий фирма не может считать себя застрахованной от краха. Тогда-то и появилась новая экономическая концепция. Её суть заключена в том, что все стадии производства от получения сырья до выпуска товара рассматриваются как непрерывный процесс трансформации предмета бизнеса и связанной с ним информации.

 

Русский деловой мир напрямую связывает логистику сегодня с транспортом, где она понимается как процесс слежения за грузом, перемещаемым из пункта А в пункт Б. В области коммерческой производственно-сбытовой логистики наблюдается некоторый хаос, связанный, прежде всего с отсутствием информации и, как результат, должного интереса к проблеме. Широкомасштабное привлечение логистических подходов в управлении – дело времени. Рискну предположить, что следующим полем для ее проявления вскоре станет склад со всеми его запасами.

 

«Сегодня, когда логистика как образ мышления уже не подвергается  сомнению, стало возможным дифференцировать логистику на производственную, торговую, транспортную, сбытовую, коммерческую, складскую, снабженческую, информационную и т.д.» – пишет в своей книге «Коммерческая логистика» доцент кафедры коммерческой логистики СПб УэиФ, кандидат экономических наук Сергей Уваров. «Логистика, как форма менеджмента, является именно коммерческой, так как ставит своей целью снижение издержек, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности фирмы. Основной причиной востребованности рыночной экономикой явилось то, что с её практическим использованием в сфере товародвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы по удовлетворению постоянно растущих запросов потребителя».

 

Однако, на практике зачастую приходится доказывать очевидное – руководителю к такому нововведению относятся недоверчиво. И это лишь одна проблема. Предлагая рецепт беспроигрышной деловой политики, логистика потребует взамен новое качество профессиональной подготовки ваших управленцев. К сожалению диплом выпускника института управления гарантией качества в нашем случае не является, так как залогом успешной работы здесь является наличие системного мышления.

 

Логистика вносит изменения в представления об экономике фирмы. Важная роль отводится руководителю финансовой службы. Ему предстоит прочувствовать что есть такое финансовый менеджмент в полном смысле этого слова. В процессе комплексного внедрения логистики задача полной загрузки мощностей уступает место задаче минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие. Борьба за снижение себестоимости заменяется стремлением к наиболее гибкому маркетингу и быстрому удовлетворению спроса. И, как не странно, совсем по-новому звучит ленинское «лучше меньше, да лучше». Что же касается отдела материально-технического снабжения, то здесь должна произойти замена запасов материалов информацией о том, где их быстро можно найти.

 

Основываясь на строгих расчетах, логистика корректирует стратегию фирмы. Так недозагрузка мощностей может оказаться более выгодной, нежели сбыт по заниженным ценам при отсутствии повышающего спроса на продукцию. Весьма сомнительными могут оказаться затраты на сохранение сверхнормативных запасов готовой продукции.

 

Енц Хюнгер, выпускник Берлинской Академии Бизнеса, в прошлом директор по логистике фирмы Salamander, считает, что «принцип минимизации затрат, положенный в основу нашей работы с материальными потоками, может стать ловушкой для того, кто руководствуется им как самоцелью. Так выгодное приобретение сырья, материалов, полуфабрикатом и т.д., зачастую, влечет за собой выпуск той или иной продукции без наличия должного спроса на неё».

 

Логистический подход к принятию управленческих решений приносит не только ощутимый экономический эффект, но и служит своеобразным предохранителем от заманчивых но пагубных шагов. Трудно, например, спорить с крупным производителем, желающим открыть новый фирменный магазин. Дело хорошее. Однако, не стоит забывать о том, что с точки зрения финансового потока это решение далеко не однозначно. Каждый новый объект недвижимости влечет за собой тройное налогообложение, которое может стать непосильным бременем для предприятия.

 

Информационная логистика имеет все шансы опередить своих сестер на пути становления и, прежде всего, за счет обладания огромным и постоянно обновляемым спектром технических средств. Вероятно вскоре мы окажемся перед необходимостью реализовать «в железе» тот самый информационный поток, о котором говорит Сергей Уваров. «Главная идея логистики состоит в том, чтобы все стадии производства /добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции/, транспортировки и сбыта рассматривать как единый и непрерывный процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации».

 

Процесс внедрения логистических принципов управления не влечет за собой ни каких болезненных переделов. Он не противоречит выбранной ранее политике фирмы, а развивает ее, выводя предприятие на более высокую орбиту. Логистический термин «эмерджентность» вскоре станет столь же знакомым и популярным, как «дисконт», «лизинг» или «консигнация». Он означает появление у системы качеств, не присущих ее составным частям (либо его заменят на аналогичный из сопряженной предметной области). Такого рода свойства легко иллюстрируются, например, способностью государства осуществлять крупные научно-технические программы (космические), непосильные для его отдельных звеньев, как бы много их ни было.

 

Сегодня становится очевидным, что менеджмент, маркетинг или логистика не принесут ожидаемых результатов если не являются элементами деловой политики фирмы и не проводятся в жизнь первым руководителем предприятия. Попытка поэкспериментировать и создать «новый мир» в одном отдельно взятом отделе – затея пустая. Новая идеология максимально эффективно тогда, когда положена в основу работы фирмы еще при закладке ее фундамента.

 

«Не трудно заметить, - говорит Сергей Уваров, - что все динамичные, способные к саморазвитию системы непременно обладают внутренним регулятором. Когда элементы электрической схемы сожжены, предохранитель уже не поможет».

 

Сегодня отечественная логистика эффективно работает над задачей анализа бизнес-проектов и фирм на предмет их инвестиционной привлекательности. «Особое внимание экспертные службы банков уделяют разделу «Расчет коммерческих рисков», - говорит начальник кредитного отдела Уралвнешторгбанка Андрей Рачков. «Способность претендента самостоятельно прогнозировать спрос на его работы в будущем, способность оптимизировать затраты на реализацию проекта, являются непременными условиями предоставления кредита».

 

Ни для кого не секрет, что произвести грамотный расчет в этом разделе не значит уберечься от риска. С помощью логистики можно организовать материальный и финансовый буферы на случай наступления экономического форс-мажора и тем самым повысить вероятность возвращения вложенных денег.

 

Некоторые зарубежные руководители высказываются в том ключе, что «не применение предпринимателем современных подходов в столь сложной ситуации, какой сегодня находится Россия, является признаком дурного тона. Если бы юмор в данном случае был бы уместен, то первым бы вспомнился тот игрок в лотерею, упрекающий Бога в своем невезении и проигрыше, но не купивший лотерейный билет.  

Тематически материал связан со страницами:

Направить отзыв на статью 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001