Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Зарплаты топ-менеджеров российских холдингов и крупных компаний: результаты исследования Ward Howell International

https://www.bkg.ru/cgi-bin/new_detail.pl?id=7283 от 07.04.2004  

Зарплаты российских топ-менеджеров по-прежнему в значительной степени зависят от мнения собственника, сколько «стоит» тот или иной специалист. Но рынок управленческих услуг постепенно становится более конкурентным, и все большее число игроков интересуется тем, сколько платят своим «звездам» другие компании. Выяснением состояния рынка зарплат активно занимаются и хедхантеры. Сегодня мы предлагаем вам обобщенные результаты двух исследований, проведенных компанией Ward Howell International летом и осенью 2003 года.

Исследования, о которых пойдет речь, проводились с целью выяснить уровень зарплат топ-менеджмента российских холдингов и крупных компаний. Сюда входят:

первая и вторая линия руководства холдингов,

первая и вторая линия руководства дочерних компаний, входящих в структуру холдингов,

первая и вторая линия крупных независимых компаний.

В обзорах участвовали свыше 20 организаций, работающих в различных сферах экономики: финансы, товары народного потребления, розничная торговля, телекоммуникации, металлургия, нефть и газ, машиностроение и другие. Выборка составлялась из числа компаний, входящих в пятерку крупнейших в своей отрасли по основным параметрам бизнеса (оборот, прибыль, а также количество персонала). Затем, крупные холдинги олигархического типа были включены в обзор с тем, чтобы обеспечить достаточное представительство организаций c холдинговой структурой. Поскольку организаций, отвечающих указанным параметрам, в России немного, выборка составлялась без учета баланса отраслей, их роли в общей картине российской экономики.

Рассматривались компенсации руководителей первого и второго уровня руководства штаб-квартир и региональных подразделений холдингов. В случае, когда главой компании является ее собственник, учитывалась компенсация наиболее высокопоставленного наемного менеджера.

Информация была получена от первых лиц или директоров по кадрам компаний, вошедших в выборку исследований. Эти данные носят неофициальный характер, однако уровень источников их получения позволяет относиться к этой информации как к вполне достоверной.

Некоторые ресурсы мотивации, дающие весомое конкурентное преимущество на рынке управленческих услуг, остались за рамками исследований. Во-первых, не учтено построение бренда компании как привлекательного работодателя внутри и за пределами отрасли, в которой она действует. Во-вторых, не рассматривается умение организации и готовность ее акционеров провести четкое разграничение меры ответственности и полномочий между акционерами и наемными менеджерами.

Общие замечания

В отношении размеров и способов компенсации руководителей, как находящихся в центре, так и расположенных непосредственно в регионах, следует отметить следующее:

Выявлена серьезная отраслевая дифференциация;

Лидерами по уровню зарплаты являются компании топливно-энергетического комплекса, финансово-промышленные группы, банковский сектор, импорто-замещающие предприятия - производители ТНП и телеком-операторы;

Аутсайдерами рынка являются предприятия розничной торговли, страхования и первичной переработки сельхозпродукции;

Вместе с тем, в секторах розничной торговли и страхования наблюдаются самые высокие темпы роста уровней компенсации (базовых зарплат);

В рамках секторов-аутсайдеров наиболее высокий уровень зарплат существует в компаниях и холдингах, принадлежащих финансово-промышленным группам;

Наблюдается общая тенденция к выравниванию уровней компенсации и приведению ее в соответствие с квалификацией и опытом приглашаемых на работу профессионалов;

Наблюдается стремление структурировать систему компенсаций и привязать их к более или менее объективным показателям эффективности;

При этом разброс в компенсациях достаточно велик даже внутри отраслей, превалирует принцип индивидуальных договоренностей о размере компенсации;

Размер и принцип поощрения находится в серьезной зависимости от целей акционеров (хозяев активов), культуры компании, срочности решения возникающих бизнес-задач и искусства работника преподнести и «продать» себя работодателю.

Базовая зарплата

Базовые зарплаты (тысяч долларов США в год)

Штаб-квартиры холдинговых структур

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$150 000

$415 714

$1 200 000

2 уровень

$66 000

$183 778

$600 000

Штаб-квартиры холдинговых структур без учета сырьевых компаний экспортной ориентации

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$200 000

$312 000

$400 000

2 уровень

$66 000

$140 571

$222 000

Дочерние компании холдинговых структур

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$100 000

$175 000

$250 000

2 уровень

$90 000

$116 565

$157 000

Интегрированные компании

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$120 000

$197 500

$400 000

2 уровень

$48 000

$95 995

$200 000

Бонусы

Согласно результатам исследований Ward Howell, в большинстве компаний, где присутствует схема годового премирования, существуют утвержденные, согласованные и подписанные сторонами формулы расчета и регламент начисления бонусов (более чем в 50%). Вместе с тем, в 80% случаев реально выплачиваемый бонус не рассчитывается по формуле, а является результатом переговоров между сторонами.

Независимо от наличия или отсутствия формулы расчетов российские компании, за малым исключением, выплачивают краткосрочные (годовые) бонусы дискретно, т.е. по частям. Как тенденцию можно отметить, что в ряде компаний в 2002 г. началось, а в 2003 году продолжилось реструктурирование системы начисления бонусов в сторону растяжки сроков выплаты во времени. Вместо выплаты всей суммы бонусов по итогам года, бонус стал делиться на несколько частей с поэтапной выплатой в течение 2-3 лет с поправкой на рост рыночной капитализации компании. Данная тенденция свидетельствует о стремлении акционеров компании внедрить схемы долгосрочного стимулирования высшего руководства не «поверх», а внутри существующей суммы денежного поощрения.

Бонусы (тысяч долларов США в год)

Штаб-квартиры холдинговых структур

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$200 000

$613 000

$1 200 000

2 уровень

$60 000

$113 000

$600 000

Штаб-квартиры холдинговых структур без учета сырьевых компаний экспортной ориентации

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$200 000

$246 667

$300 000

2 уровень

$60 000

$86 500

$113 000

Дочерние компании холдинговых структур

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$77 000

$191 000

$375 000

2 уровень

$65 000

$122 623

$180 000

Интегрированные компании

 

Минимальная

Средняя

Максимальная

1 уровень

$70 000

$138 000

$250 000

2 уровень

$20 000

$47 125

$110 000

Сумма бонуса зависит от различных факторов, причем их влияние различно для штаб-квартир холдингов, дочерних предприятий и интегрированных компаний.

Зависимость выплаты бонусов в штаб-квартирах холдинговых структур

1 линия руководства

2 линия руководства

От прибыли компании – 42%

По результатам деятельности – 40%

По результатам года – 28%

По результатам оценки по КПЭ – 20%

От оптимизации затрат – 10%

На основе переговоров – 20%

Гарантированный – 10%

По подписанию контрактов с клиентами – 20%

По результатам оценки по КПЭ (ключевые показатели эффективности) – 10%

Зависимость выплаты бонусов в дочерних компаниях холдинговых структур

1 линия руководства

2 линия руководства

От прибыли компании – 33%

От объема продаж – 33%

От роста бизнеса – 33%

По результатам года – 33%

По результатам оценки по КПЭ – 34%

По результатам оценки по КПЭ – 34%

Зависимость выплаты бонусов в интегрированных компаниях

1 линия руководства

2 линия руководства

От выполнения плана продаж – 45%

От выполнения плана продаж – 44%

Фиксированная сумма – 22%

Фиксированная сумма – 14%

От оборота компании – 11%

От оборота компании – 14%

От объема продаж – 11%

От погашения дебиторской задолженности – 14%

Показатели EBIDA (earnings before interest, debit and authorization) – 11%

От объема издержек – 14%

В целом, в 80% компаний бонусы выплачиваются раз в год, в 10% - ежеквартально, в 5% – раз в полгода и в 5% – ежемесячно.

Опционные планы, модели долгосрочного стимулирования

Попытка изучить модели долгосрочного стимулирования в российских компаниях показала, что опционные планы стали применяться шире, чем 2-3 года назад, но по-прежнему являются скорее исключением, чем правилом. Более того, во многих частных «неолигархических» компаниях не существует четкого представления о том, что из себя представляет долгосрочное стимулирование. В ряде случаев программами долгосрочного стимулирования компании называют схему участия топ-менеджеров в прибыли, которая, по сути, является формой краткосрочного (годового) бонуса, привязанного к массе прибыли.

Опционные планы, как правило, предлагаются в компаниях, которые осуществили размещение акций на публичных рынках или находятся непосредственно на стадии подготовки к IPO. Показательно, что опционы чаще встречаются в молодых компаниях (основной рост – после 1998 года), а также в компаниях, владельцами которых являются бывшие наемные топ-менеджеры. Опционная модель и ее суррогаты также более активно используются компаниями рыночного типа (не олигархическими) в отраслях-аутсайдерах по размеру денежной компенсации.

В случае с холдинговыми структурами опционный план имеется в 35% компаний, в 24% долгосрочное стимулирование проводится через долю прибыли или в связи с ростом капитализации, а в 41% компаний опционные и подобные им планы отсутствуют.

В интегрированных компаниях «настоящий» опционный план имеют менее 1% компаний-участников обзора, 26% практикуют долгосрочные программы, привязанные к росту капитализации, а 16% - к доле прибыли. 58% компаний не используют опционные и подобные им планы.

Льготы

На российском рынке продолжает доминировать представление, что основным компонентом компенсации являются деньги. Поэтому развитию пакетов дополнительных льгот уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем, именно в 2002-2003 г. многие компании стали декларировать свое намерение существенно расширить пакет дополнительных льгот.

В качестве льгот руководителям первой и второй линии приблизительно в 95% компаний предоставляются служебный автомобиль, медицинская страховка и мобильный телефон. Другие виды льгот (VIP-медицинская страховка, кредиты, оплата жилья и т.д.) используются в среднем в 15% компаний.

Диаграмма: Льготы руководителям первой и второй линии

Выводы

Исследования, проведенные Ward Howell, показывают, что российский рынок управленческих услуг по-прежнему весьма неструктурирован и фрагментарен:

  • Структура компенсации в российских компаниях относительно неразвита.

  • Существуют большие диспропорции в размерах и форме выплачиваемого вознаграждения.

  • Мало где реализованы модели долгосрочной мотивации.

  • Бонусы выплачиваются в основном на основе субъективной оценки.

В то же время процесс структуризации рынка набирает обороты. Более чем в 50% компаний - участников опросов Ward Howell в настоящее время ведется работа по совершенствованию системы компенсаций. Кроме того, общей тенденцией можно назвать частичное замещение краткосрочных денежных выплат (база + бонус) различными формами долгосрочной компенсации и стремление расширить неденежный компонент компенсации топ-менеджмента.

Наиболее продвинутыми в области структурирования компенсационных моделей топ-менеджмента пока остаются олигархические структуры. Они же лидируют по размеру денежной компенсации. Приход этих организаций на новые рынки приводит к взвинчиванию стоимости управленческих кадров и порождает существенные проблемы привлечения и удержания топ-менеджеров для традиционных игроков. Другой вывод состоит в том, что отраслевые диспропорции в уровнях компенсации препятствуют межотраслевому перетоку управленческих кадров. Они ставят даже лидирующих игроков низко- и средне-маржинальных отраслей в положение аутсайдеров на рынке управленческих услуг.

Рекомендации

По мнению специалистов Ward Howell, в будущем наиболее благоприятным будет положение тех организации, которые смогут быстрее прочих внедрить прозрачную, хорошо структурированную схему мотивации топ-менеджмента, ориентированную не только на краткосрочный, но и на долгосрочный результат. Ключевым будет являться внедрение долгосрочного компонента и строгое соблюдение формализованных условий начисления и выплаты переменной части компенсации (бонусов).

Высказаться 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001