Rambler's Top100
Проблемы лидерства
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Матрица GRID. Стили управления

В ГРИД наглядно представлены различные способы реализации полномочий руководителя в интересах обеспечения деятельности организации. Забота о производстве и стремление к получению положительных конечных результатов - это одно измерение ГРИД, другие же измерение связано с заботой о людях. Слово забота не следует понимать как механический термин, указывающий на количественные производственные показатели или реальные поступки руководителя в отношении работников. Оно, скорее, указывает на характер и обоснованность предположений, которые лежат в основе принятого стиля руководства.

Забота о производстве

Этот параметр, который связан с результатами, производительностью, прибылью или предназначением организации, можно представить через деятельность президента компании в том случае, когда он, например, определяет новые направления расширения организации путем приобретения новой собственности или расширения научно-исследовательской или опытно-конструкторской деятельности. Отношение руководителя к производству, включающее как качественные, так и количественные аспекты, можно определить через масштабы и эффективность принимаемых им решений, количество плодотворных идей, благодаря которым новые образцы продукции превращаются в конкурентоспособные товары, интенсивность обработки счетов за некоторый период времени, качество услуг, предоставляемых клиентам персоналом учреждений.

Когда работа носит физический характер, приоритетное отношение к производству может иметь характер заботы об измерении показателей производительности, количества произведенных единиц продукции, времени, требуемого для завершения некоторого технологического цикла, товарооборота либо достижения заданного уровня качества. Применительно к деятельности лечебного учреждения эта забота может проявляться в определении врачебной нагрузки, количества завершенных диагностических анализов или продолжительности пребывания больного в лечебном учреждении. Для административного учреждения производительность может измеряться, например, через сроки доставки документов, количество правильно заполненных бланков или успешно урегулированных служащими правительственного учреждения конфликтов между руководством и членами профсоюзов и т.д. Говоря о результатах деятельности университета, можно оперировать такими ее показателями, как количество выпускников и студентов на одного преподавателя, учебная нагрузка, количество публикаций. Другими словами, производство - это совокупность задач, для решения которых организация нанимает исполнителей.

Забота о людях

Так как руководители осуществляют управление персоналом, добиваясь его участия в процессах управления, то предположения, которые они формируют в отношении подчиненных, играют важнейшую роль в обеспечении эффективности работы организации. Люди остаются людьми, где бы они не работали - будь то промышленность, административное управление, медицинское учреждение, учебные заведения и т.п.

Забота о людях может проявляться в самых различных ситуациях. Некоторые руководители проявляют заботу о людях, направляя все усилия на то, чтобы добиться симпатий подчиненных. Другие требуют, чтобы работники качественно и в срок завершали порученные задания. Несмотря на различия между этими подходами, стремление руководителя к достижению конечных результатов, на основе доверия и уважения работников, исполнительности, симпатии, понимания и поддержки, выступает проявлением заботы о людях. Другие проявления заботы о людях - создание благоприятных условий для работы, совершенствование структуры заработной платы, применение системы премирования, создание гарантий занятости в данной организация и т.п. Степень заботы о людях определяется ее характером и интенсивностью. В зависимости от характера заботы о подчиненных реакция работников может иметь такие проявления, как энтузиазм или недовольство, активность или апатия, творческое или стандартное мышление, преданность организации или безразличие к ее проблемам, готовность участвовать в реформах или сопротивление их проведению.

Взаимосвязь измерений таблицы для определения стилей управления

Рис.1 наглядно показывает роль каждого измерения, используемого в ГРИД для определения стилей управления. Для представления измерений используется 9-бальная шкала, где 1 балл характеризует низкую степень измерения, а 9 баллов - высокую. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения. Они обозначают переход между низкой и высокой степенями точно таким же образом, как в случае автомобильного индикатора расхода топлива, который показывает относительное количество оставшегося топлива в пределах от полного бака до пустого и не указывает количественных величин.

То, как руководитель откосится к данным измерениям, гак раз и характеризует способ реализации им своих полномочий. Например, если забота о людях, выражаемая высоким показателем, сочетается с низким показателем, характеризующим решение производственных задач, то это означает, что руководитель стремится к благосостоянию своих подчиненных и к гармонии отношений внутри коллектива. Эта ситуация в корне отлична от той, в которой высокая степень заботы о работниках сочетается с высокой заботой о решении производственных проблем. В последнем случае руководитель хочет добиться активного участия всех членов организации в работе и стремления каждого работника внести вклад в общее дело. Хота существуют различные способы сочетания этих двух измерений, для понимания механизма управления коллективам важное значение имеют лишь некоторые из них. Та или иная теория управления или конкретный тип руководства базируется на конкретной системе предположений в отношении процессов использования власти или полномочий для объединения людей в рамках мышления, представления или анализа проблемы н предполагает переход к иному типу по мере углубления понимания руководителем происходящих процессов. Таким образом, стиль руководства нельзя считать раз и навсегда заданным и не подлежащим изменению.

Мотивация

Включает совокупность устремлений личности и отражает набор ситуаций, которых человек стремится избежать. Мотивацию можно представить в виде шкалы, на конечных точках которой находятся баллы (+) и (-) различной степени интенсивности между ними. Конечные точки шкалы мотивации различаются между собой, как это показано в главах, посвященных анализу конкретных стилей руководстве, рассматриваемых ГРИД.

Важным моментом в этих рассуждениях является то, что для повышения уровня cвоей управленческой компетентности и производительности труда подчиненных руководитель должен быть знаком с альтернативными стилями управления и быть готовым выбрать тот стиль, который соответствует сложившимся условиям.

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001