Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Зеркало блога Елены Маркушиной от 29.07.2009

Теория лжи на практике

Вероника Кустопалова из Санкт-Петербурга спрашивает: "Когда я смотрю очередную серию "Теории лжи" (Lie to me), то каждый раз думаю над тем, каким образом можно применить подход команды Лайтмана к оценке персонала. У Вас есть опыт применения подобных техник?".

Уважаемая Вероника. Чтобы максимально точно ответить на Ваш вопрос, нужно разделить эти два предложения в Вашем письме. Их смыслы не стоит смешивать.

Начну со второго. Знания из физиогномики применяются в практике управления изменениями достаточно широко, но именно знания, так как физиономические реакции (а именно о них в Вашем сообщении речь) – следствие, а не причина. Практика прогнозирования реакции на изменения фокусируется на определении мотивов, а физиогномика может применяться для уточнения/проверки правильности их диагностики. Но как дополнительный, а не основной набор факторов. И инструмент этот, хоть и захватывающий, но не точный, его применение не является единственно достаточным.

Сам же фильм, по моему мнению, не может оцениваться выше, нежели успешный телепродукт, шоу. Как и многие другие кино-продукты в Америке, этот создан по типу слоеного пирога, где для каждого зрителя доступен/приятен слой по его уровню подготовки, вкуса и интеллекта. И уж конечно, мало что из него может быть принято за чистую монету. Хотя есть и полезные эпизоды.

Мне приходилось слышать мнение, что сериал "Lie to me " – "фильм о применении достижений физиогномики в следственных действиях". Эта точка рассмотрения заставляет видеть научную подоплёку там, где её нет. Фильм, по моему мнению, несет несколько иное сообщение. Он о том, что современный мир, в котором ложь возведена в ранг искусства (рекламы, имиджа, NLP и т.п.), не так безнадёжен; правда – оборотная сторона лжи, и ее можно увидеть; искусству обмана есть границы, установленные природой, а Наука всегда на стороне правды.

Коллекция фото типичных эмоциональных проявлений – это обобщающий образ, а не пример для подражания. Заключение о том, что человек с такой-то гримасой испытывал в момент ее фиксации чувства, которые ему приписывают (ученый или учебник), не выдерживает никакой критики.

Наша мимика имеет плавный характер. Мы не меняем выражение лица так, как если бы это была смена стоп-кадров различной длительности. Чтобы пройти от одной точки лицевой статики до другой, мышцы работают. И если вы вырвете из визуального контекста несколько стоп-кадров, то можете быть весьма удивлены. Да вы и сами были удивлены, когда удаляли свои «неудачные» фото из персональных коллекций...

Из одного видео я сделала два кадра с портретом одного и того же человека. Шаг фиксации 12 секунд. Я показала их собеседнику без комментариев, но с вопросом: "Что вы видите?". Он обнаружил на первой фотографии гнев (напряженные брови, подбородок, веки, раздувающиеся ноздри, и др.), на второй – искреннее сожаление и грусть (влажные глаза, брови домиком, носогубы и др.). Все точно как по учебнику. НО! Ни первого, ни второго человек на фото не испытывал. Это кадры до и после того, как он чихнул.

Мнение: Анатолий Вассерман считает, что именно поверхностность мешает отличить правду от лжи.

Высказаться 

Перейти на блог

Перейти на сайт Сообщества Лидеров Перемен

Наша FB-страница

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001