Rambler's Top100
Просмотреть марку >>
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



Абрахам Маслоу об авторитарном менеджменте, 

а также о прошлом, настоящем и будущем России

Материал связан со страницами:

Владимир Шпер, октябрь 2008 г.

«Человек должен быть тем, чем он может быть»

Абрахам Гарольд Маслоу
01.04.1908 – 08.06.1970

С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых … в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. (С. Степанов - https://maslow.hpsy.ru/biography.php) Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов… обычно ограничиваются тем, что зазубривают «пирамиду потребностей» по Маслоу в ночь перед экзаменом, чтобы больше о ней не вспоминать. На самом деле роль Маслоу гораздо глубже и серьезнее, и этот поистине выдающийся психолог достоин того, чтобы мы знали о нем не понаслышке.

Чего хотят все люди на свете?

«Основная цель человеческой жизни – счастье. Ключ к счастью – в наших руках. Основное движение в нашей жизни – это движение к счастью»

(Далай-Лама)

Надежда человека на вечное счастье неосуществима

«… блага, которые мы уже имеем, становятся для нас само собой разумеющимися, мы забываем о них, перестаем сознавать их и, в конце концов, перестаем их ценить, - по крайней мере, до тех пор, пока не лишимся их…наилучшим образом мы функционируем, когда стремимся к чему-то, чего нам не достает, когда мы желаем чего-то, чего не имеем, и когда мы мобилизуем наши силы, стремясь к удовлетворению этого желания» ((1, Пред. к 2 изд.)

Пирамида потребностей А. Маслоу

Пирамида Маслоу

Что такое самоактуализация?

Это процесс постоянного совершенствования личности, который и дает человеку ощущение счастья kaizen личности

Почему многие предпочитают авторитаризм?

"Если большинство представителей нации не обладают собственной развитой личностью, смешивают понятия истинного и ложного, добра и зла, толком не знают, чего они хотят и чего не желают, то эта нация, скорее всего, с готовностью и с восторгом подчинит себя лидеру, точно знающему, к чему он стремится.

Поскольку демократическому лидеру, обычно относящемуся к неавторитарному типу, свойственна терпимость, отсутствие категоричности и претензий на то, что ему ведомо все, малоразвитые и необразованные люди зачастую предпочитают решительных авторитарных параноидов, которые представляются им чем-то замечательным и способным освободить своих последователей от всех и всяческих тревог и опасений". (2, с.254)

Гуманистическое видение мира

«Несмотря на то, что говорить о «доброте» как неотъемлемом свойстве человеческой натуры пока следует с большой осторожностью, уже можно решительно отвергнуть отчаянное убеждение в том, что натура человека в основе своей дурна и порочна. Подобные убеждения в наши дни – не только дело вкуса. Сегодня их может питать только непреклонное безрассудство и невежество, которые отказываются принимать во внимание факты. Бóльшая часть интеллектуального общества до сих пор почти не замечает нового представления о человеке, обществе, природе, науке, основных ценностях …, в первую очередь я говорю здесь о тех, в чьих руках находятся каналы коммуникации, позволяющие обратиться к просвещенной публике и молодежи…Сомневаясь в реальном существовании честности, доброты, щедрости и любви, они не ограничиваются разумным скептицизмом…они переходят к открытой враждебности, когда сталкиваются с теми, над кем насмехаются как над глупцами, старомодными, наивными, добрыми дядями и неисправимыми оптимистами. Чем развитее общество, лучше политика, лучше образование и т.д., тем меньше люди подходят для менеджмента, основывающегося на принципах теории X, или для авторитарной политики, криминальной власти и тем больше они нуждаются в эупсихическом управлении, образовании, обеспечивающем возможность развития ...» (2, с.392)

Что такое хорошее общество?

"Это общество, которое обеспечивает своим членам максимальные возможности для того, чтобы стать здоровыми и самоактуализирующимися людьми. Хорошее общество является синонимом психологически здорового общества, в то время как скверное общество является синонимом психологически больного общества, что, в свою очередь, означает соответственно удовлетворение базовых потребностей или наличие препятствий для такого удовлетворения (т.е. недостаток любви, сердечности, защиты, уважения, доверия, истины и избыток враждебности, унижений, страха, презрения и подавления)» (1, с.163-164).

В каком обществе живем мы?

Три четверти всех россиян (73%) не чувствуют себя защищенными от возможного произвола со стороны государственных структур, две трети (62%) не считают, что могут отстоять в России свои интересы или права в случае их нарушения. www.levada.ru/press/2008070400.html  (июнь, 2008).

Кому россияне доверяют?

По данным опроса ВЦИОМа (23.10.08 - https://www.regions.ru/news/2174620/):

Две трети россиян (66%) не смогли назвать ни одного человека за пределами круга своих родных и близких, которые пользовались бы их уважением, из числа проживающих в их городе, поселке, селе. Несколько меньше, 48%, не смогли назвать ни одного подобного человека в своем регионе.

На что жалуются россияне?   

http://www.levada.ru/press/2008070103.html

«В обществе, управляемом ворами, тиранами или недостойными людьми, вы не услышите жалоб на проблемы достоинства, автономии, должной самооценки и оценки со стороны других людей, на отсутствие честности и т.п. – для него характерно недовольство низких уровней». (2, с.363-364, комп.)

Вырос ли уровень удовлетворения базовых потребностей?   

В части удовлетворения низших потребностей - безусловно ДА!

К чему это ведет?

Следствие погони за материальным изобилием

«За последние годы жизнь, безусловно, кое-чему научила нас в отношении патологии материального (низшие потребности) изобилия, результатом которого являются скука, эгоизм, чувство элитарности или «заслуженного» превосходства, остановка в развитии, разрушение чувства общности» (1, с.89)

Видим ли мы признаки вышеперечисленного в нашем обществе? ДА!

Предпосылки удовлетворения базовых потребностей

«Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Например, свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе… Секретность, цензура, обман и блокирование коммуникации угрожает всем базовым потребностям» (1, с.68-69).

Потребности в безопасности

«Потребности в безопасности могут стать весьма настоятельными всякий раз, когда на социальной сцене возникает реальная угроза закону, порядку, властям общества… Достаточно распространенной, почти предсказуемой реакцией является спокойное одобрение, которым встречают диктатуру или военный режим. Это общее свойство всех людей, включая здоровых, поскольку они тоже склонны реагировать на опасность реалистической регрессией до уровня потребностей в безопасности и готовности защищаться. Но главным образом это верно в для людей, которые в отношении безопасности существуют на грани жизни и смерти (1, с.65). «…здоровые люди имеют широкие плечи, которые могут выдержать более тяжелую ношу тревоги, напряжения, ответственности, уныния, угрозы утраты самоуважения, что позволяет им стать ещё сильнее. Но относительно слабые и нервные люди при аналогичной нагрузке могут скорее сломаться, а не стать сильнее» (2, с.150).

https://www.euro.who.int/document/E88405r.pdf

Роль промышленности в преобразованиях

«Симбиоз промышленности и общества будет крепнуть от года к году…Любая отрасль промышленности представляет по-своему все общество…Качество продукции обладает не только индивидуальным, локальным и национальным статусом, но и статусом интернациональным…О том, что представляет собой определенная страна, мы, до известной степени, можем судить по качеству производимых в ней автомобилей и фотоаппаратов…На бессознательном уровне названный статус соотносится с уровнем развития нации»  (2, с.395-396)

«…изменения в промышленности приводят к куда более серьезным последствиям, чем изменения в любой другой институции…просвещенное управление производством не может получить достаточного распространения, если к нему не будут готовы общество, менеджеры, мастера, рабочие, политики, школы и т.д. Можно с уверенностью сказать, что просвещенный менеджмент совершенно невозможен в современном авторитарном обществе». 

Прибыль и качество

"Одной из самых замечательных особенностей просвещенного управления является то, что вне зависимости от того, что мы будем избирать исходным пунктом – создание условий для оптимального индивидуального развития, достижение наибольшего уровня прибыли или же обеспечение наилучшего качества продукции, мы будем приходить к одному и тому же результату.

То, что способствует индивидуальному развитию, способствует и производству хороших автомобилей (во всяком случае в долгосрочной перспективе) . То же, что в долговременной перспективе способствует производству хороших автомобилей и нормальной работе предприятия, не может не способствовать и индивидуальному развитию его, предприятия, сотрудников". (2, с.247)

X –Y – Z (Маслоу и МакГрегор)

  1. Считаете ли вы, что людям можно доверять?
  2. Считаете ли вы поведение людей ответственным?
  3. Считаете ли вы, что люди стремятся к осмыслению совершаемой ими работы?
  4. Считаете ли вы, что людям присуще желание учиться?
  5. Считаете ли вы, что люди оказывают сопротивление, когда руководство, а не внешние обстоятельства, пытается изменить их?
  6. Считаете ли вы, что люди предпочитают работу праздности?

Теория Z предложена Маслоу на 20 лет раньше появления книги Оучи «Теория Z».

Откуда берутся авторитарные руководители?

"Для людей, чьи базовые потребности не удовлетворены, мир представляется полным опасностей, своего рода джунглями, вражеской территорией, населенной

1) теми, кого можно съесть,

2) теми, кто может съесть их.

В этой ситуации агрессия была бы разумным и логичным проявлением личности как средство удовлетворить в первую очередь потребность в безопасности. Люди авторитарного склада, видимо, часто подсознательно склонны уподоблять мир таким джунглям". (1, с.210, 146)

Регрессия к авторитаризму

«…я не единожды сталкивался с явным недоумением и разочарованием, а порой и с полным отрицанием системы просвещенного управления и с призывами вернуться к авторитарной системе на том основании, что улучшение условий производства не вызывает благодарности со стороны работников и неспособно умерить их недовольство. Однако, …мы и не должны ожидать исчезновения недовольства; единственное, на что мы можем рассчитывать, так это на постепенный его перенос с низших уровней на высшие…» (2, с.365).

Отношение Маслоу к авторитаризму

«…цинизм, авторитаризм, ангедония, утрата жизненных ценностей, предвзятость, ненависть, жадность, эгоизм и т.п. – это серьезные заболевания с точки зрения их общественной значимости.

В целом надо рассматривать как психопаталогию любую неспособность достичь самоактуализации. Средний или нормальный человек, как правило, больше напоминает психически больного, хотя его состояние не столь тяжелое». (1, с.237)

Маслоу о системе финансового учета

«…в принятых ныне системах учета практически не находят отражения нематериальные факторы, связанные с личностным, психологическим, политическим и образовательным факторами…Если мы прибегнем к правильной системе учета, мы увидим, что авторитарная система абсолютно безумна, абсолютно бездарна». (2, с.156)

Важные вопросы, требующие ответа:

  • Какая часть населения предпочитает авторитарных руководителей, т.е. стремится к ролям простых исполнителей?

  • Какая часть населения сосредоточена исключительно на конкретных делах, не умея и не желая заниматься планированием своей деятельности?

  • Сколько людей предпочитают честность мошенничеству? …

  • Насколько ленивы люди, и что может их вывести из состояния ничегонеделания?   Мы не знаем этого» (2, с.117-118)

Во что превращает пирамиду Маслоу современный менеджмент «кнута и пряника»?

ВЫВОДЫ:

1.      Гуманистический менеджмент – необходимое условие выживания России как страны.

2.      Гуманистический менеджмент – необходимое условие конкурентоспособности российских предприятий.

3. «Поэтому любой человек, который действительно хочет помочь своей стране, который любит её … должен  - если только он достаточно последователен – воплощать эту философию (просвещенный менеджмент) и в своей трудовой жизни» (2, с.133)

Литература

1. А. Маслоу. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: 2006. – 352 с.

2. А. Маслоу. Маслоу о менеджменте. – СПб.: 2003. – 416 с.

Высказаться 

Перейти в библиотеку

Перейти на Kinsmark.com

 

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001