Rambler's Top100
Профессиональный кодекс импрувера
О нас
Учителя и авторитеты
Они просто сделали это
Статьи по разделам
Приятное с полезным
События. Фотоальбом.
Книги и полезные ссылки
Гостевая книга
Обратная связь
Партнеры журнала
Карта сайта
Поиск

TOP



КОДЕКС КОНСАЛТЕРА 

Документ, приведенный ниже, отражает персональный подход к практической работе и в отличие от многого другого размещенного здесь, что несерьезно и двусмысленно, более чем серьезен. По правде говоря, слово "консультант" я не употребляю, мне ближе слово "консалтер" (человек, который делает, а не только говорит). Отличить консалтера от консультанта довольно просто. Работая в компании на постоянной основе, я становлюсь импрувером, то есть специалистом по развитию. Всё чаще эта должность в компании называется "Директор по развитию" с приставкой "по организационному" или без неё.

Своим первым заказом я обязана директору нашей тогда еще не Образцовой и не Политехнической школы N 33 Эльвире Леонидовне Бородиной. В те времена это еще не называлось “управлением изменениями” и еще долгих 15 лет не будет никакого консалтинга. Одна из самых больших профессиональных радостей для меня – просто дожить до того времени, когда больше не нужно страдать бессилием речи, отвечая на вопрос: “Нет! Ты скажи! Чем! Ты! Конкретно! Занимаешься!”.

Этот “свод законов” сформировался сам собою в процессе практической работы. Кодекс я исповедовала молча, не публиковала, не навязывала коллегам и не сравнивала с другими кодексами профессиональных сообществ. "Он просто помог мне выжить, сделать дело, не боясь испачкаться". Потому, что импруверы "грязи" не боятся.

1. Консалтер по вопросам управления не даёт советов. Основная его задача – передавать Клиенту информацию, которой ему не достает для самостоятельного принятия решения.

2. Решая бизнес-проблему Клиента, нельзя делать его счастливым против его воли. Это его бизнес, а не твой, и ты обязан уважать его выбор быть богатым, но недолго.

3. В УИ у тебя три точки опоры: 1. «Организации никогда не меняются, меняются Люди», 2. «Люди никогда не меняются». И 3. "Никогда не говори «никогда»".

4. Консалтер должен чувствовать и понимать Клиента. В процессе консалтинговой практики ты с Клиентом - одна команда. Он не работодатель, а ты не наемник. Добейся того, чтобы он тебя услышал. Дерзость - лучшая из черт консалтера.

5. Твоя первейшая задача – выявить проблему и назвать ее. Очевидное для тебя - не очевидно для Клиента. Понимание им причин бизнес-проблемы решает ее наполовину.

6. Консалтер обязан быть понятным. Начинай с изучения его языка. Говори и пиши просто, ярко и даже весело. Реши для себя что важнее: его удовлетворенность или новое качество его бизнеса. Если ты понят, то «принят в клуб». Непонятные редко бывают эффективными. Лучший комплемент для тебя: «Слушай, бросай-ка ты свой консалтинг и оставайся у меня работать».

7. Клиент всегда умнее консалтера. Ты занимаешься делами других, а он наладил свои, что намного труднее. Спрашивай себя: «Чему я могу научиться у этого человека и что в действительности я могу дать ему»? Ваше общение – это прежде всего обмен поступками. Ты должен уметь делать сам то, о чем говоришь.

8. Не бойся выглядеть дураком. В его глазах ты все равно дурак, если занялся этим. С умным лицом ты вряд ли сможешь показать Клиенту "красоту ошибки", научить его искать, любить и коллекционировать эти сокровища.

9. Не торопись с выводами. Пока ты не съел пару солонок соли с его сотрудниками в их кафе, ты не должен высказываться оценочно. Все подвергай сомнению. Слушай всех и никого. Верь всем и никому. Помогай всем, кто хочет помочь Клиенту.

10. Консалтер эмоционален, но не сентиментален. «Я ведь его предупреждал!» - не твои слова. Делай все, что должен сделать и спи спокойно.

11. Уничижительно-легковесное отношение, неуважение Клиента к работе консалтера, освобождает тебя от надобности считать важным то, что таковым считает Клиент. Уважающий себя Клиент ценит труд и свой и других. Потеря Клиента, не уважающего себя, невелика и сожалеть о ней не стоит. Не участвуй в разборках как судья, нивелир или боксерская груша. Ты – конфликтолог и кто из них прав, иногда могут ответить только двое: Время и Рынок.

13. Ты много узнаешь такого, чего Клиент не внес в список сведений, запрещенных к публикации. Иногда о том, что "все смешалось в доме Облонских", должны знать посторонние, а иногда нет. Думай головой.

14. Личные отношения с сотрудниками фирмы Клиента недопустимы на протяжении всего периода консалтинговой практики.

15. Если ты ратуешь за здоровый образ мысли и ведения бизнеса, то будь любезен, сам быть таким. Ты – слагаемое корпоративной культуры Клиента. Стань лучшим из слагаемых. Если привычки Клиента – это работа, работа и работа, то это его выбор. Если хэппибездный чай фальшив и показушен - не пей чай. Только лучшие из слагаемых!

16. Не все результаты работы проявятся сразу. Ты садовник, который посадил зерно изменений, но не претендуешь на урожай. Твоя победа, если все работает без тебя. Твоя цель – результат, а не признание.

17. Плох тот консалтер (гонимый мечтою об идеальной фирме), который не хочет стать партнером. Ты эффективен не в коллективе, а в Команде. Способствуй ее созданию.

18. Большинство людей не любят перемены и еще более того, кто лишает их покоя. Если ты начинаешь реагировать на недоброжелателей – перечитай Кодекс или меняй профессию.

19. Инновации и развитие – это прекрасно. Но будь осторожен. Бизнес – это Игра. И консалтинг – тоже Игра. Без конца улучшать и переделывать ради процесса – это диагноз. Не заиграйся.

20. Каждый Клиент уникален. Забудь все, что было «до». Типовые решения подари конкурентам. Эффективный консалтер работает под задачу.

21. Никакой бизнес не стоит человеческой судьбы. Истинные ценности вне консалтинга.

Аминь

размещено в 10 августа 2001 года

Вскоре автор данного документа покинул консалтинг и вернулся в практику, а с 2003 года активно развивает отрасль SbA и руководит первым российским центром фракталинга.

С 2003 года в России существует профессиональное сообщество практиков управления развитием-

SbA (support by action) - поддержка действием. Чем отрасль SbA отличается от консалтинга.

Как работают практики, формируя фрактальные организации.

 

 
Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru
 
Главная страница Написать письмо Поиск
 


© Е.Г. Маркушина, 2001